В последние годы различные круги поднимают вопрос, связанный с «сотрудничеством» Гарегина Нжде с германским государством во время Второй мировой войны. Прежде всего, следует отметить, что Нжде не принимал участия в боевых действиях. Однако, попытки дискредитации его исторического образа не прекращаются. Исторический факт-пример, приводимый ниже, может предотвратить всякие попытки навесить ярлык «сотрудничества». Таким образом, после прихода к власти в Германии режима национал-социалистов в 1933 году, отношения Советского Союза с Германией постепенно стали враждебными. Однако, как известно, летом 1939 года произошел крутой поворот: две страны решили подписать пакт о ненападении, по секретной части которого они даже сотрудничали друг с другом в вопросе оккупации части Восточной Европы. Перелом был настолько резким, что когда министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп посетил Москву в конце августа 1939 года для подписания межгосударственного договора, по пути из аэропорта в город власти не смогли найти достаточное количество флагов Германии, чтобы поприветствовать министра, и определенное количество было привезено из киностудий. Визиту предшествовали переговоры-обсуждения, которые длились около двух месяцев — с июня 1939 года. В результате, 23 августа 1939 года договор был подписан.
Больше года спустя, 14 мая 1941 года, когда договор был еще в силе, Гитлер направил Сталину официальное письмо, в котором выразил свою приверженность договору 1939 года и просил Сталина не поддаваться возможным провокациям на границе. Теперь о главном в этом контексте. Через месяц после получения письма, 14 июня 1941 года, всего за восемь дней до начала Великой отечественной войны, правительство СССР, через телеграфное агентство страны (ТАСС), опубликовало официальный ответ, где со своей стороны подтвердило приверженность межгосударственному соглашению 1939 года, со всеми вытекающими из этого обязательствами, фактически подтверждая сотрудничество между двумя странами. После нападения Германии на СССР 22 июня 1941 года отношения между странами, конечно, стали вражескими.
Если руководствоваться логикой «сотрудничества», то выходит, что с 23 августа 1939 года (дата подписания договора) по 22 июня 1941 года (начало войны), в течение года и десяти месяцев, все руководство Советского Союза сотрудничало с нацистским режимом? Или, что руководство преследовало государственные интересы страны, в результате чего, понеся огромые потери, закончило войну победой? Усилия Гарегина Нжде были направлены исключительно на продвижение национальных интересов своего (армянского) народа, направленные на освобождение части исторической Родины, захваченной после геноцида армян в 1915-1921гг. И обвинения в «сотрудничестве» с нацистским преступным режимом имеют, по крайней мере, не больше оснований, чем в отношении советского руководства в приведенном выше примере. Следует добавить, что в случае с Нжде, ему даже не была дана практическая возможность осуществить какую-бы то ни было деятельность, подразумевающемуся под «сотрудничеством».
Ваагн ВАРДАНЯН,
Гонконг