Возможность возвращения Франции в наш регион для правительства Алиева, мягко говоря, непонятна и неприемлема.
На прошлой неделе Никол Пашинян решил создать позитивную агитационную атмосферу во время своего визита во Францию, дружественную страну Армении, чтобы начать свою предвыборную кампанию.
Оценки французского лидера, конечно, были проармянскими. Макрон подчеркнул, что Армения в настоящее время находится в состоянии кризиса, одновременно подчеркнув, что Франция готова оказать содействие в возвращении военнопленных и других задержанных, а также подчеркнул, что Азербайджан должен отойти на свои исходные позиции до 11 мая, и что процесс демаркации должен происходить исключительно путем мирных переговоров.
“С момента объявления о прекращении огня 9 ноября мы заметили, что даже если прекращение огня в целом соблюдается, но предстоит еще много сделать, Франция готова помочь в этом вопросе. Прежде всего, я говорю об освобождении военнопленных, а также об освобождении других заключенных, а также о гуманитарной помощи, разминировании территорий и сохранении наследия в Нагорном Карабахе и прилегающих районах, будь то христианское или мусульманское, должны быть сохранены”, — заметил Макрон, продолжив: “Как сопредседатель Минской группы ОБСЕ, Франция обязана сделать все возможное, чтобы стороны достигли деэскалации и наладили диалог. Кроме того, я хотел бы поговорить о недавних инцидентах между Арменией и Азербайджаном. Как я уже сказал господину Пашиняну публично с 13 мая, Демаркация должна проводиться исключительно путем переговоров, и ни в коем случае нельзя применять силу. Азербайджанские войска должны быть выведены с суверенной территории Армении, и я призываю стороны вернуться на свои исходные позиции с 11 мая”.
Читайте также
Заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ о хрупкости режима прекращения огня, о том, что Баку не возвращает армянских военнопленных и, что наиболее важно, азербайджанские подразделения должны быть выведены с суверенной территории Армении, свидетельствует о том, что, например, официальная Москва как “нейтральный” миротворец этого не делает.
Акцент Парижа на Армении состоит в том, чтобы понять, что при любом правительстве будет так же. И тот факт, что Франция полна решимости установить мир в регионе, также является весьма ожидаемым заявлением. Укрепление турецко-азербайджанского тандема, с другой стороны, усиление российского влияния на Южном Кавказе важно для одного из ключевых государств ЕС.
Судорожные комментарии Азербайджана на фоне заявлений лидера дружественной страны Армении не случайны. Министерство иностранных дел Азербайджана прокомментировало недавнюю напряженность на армяно-азербайджанской границе, отреагировало на призывы и требования международных организаций, в частности сопредседателей Минской группы ОБСЕ и Европейского Союза.
Азербайджан поддерживает мирное урегулирование пограничных вопросов путем переговоров и поддерживает призывы международного сообщества начать демаркацию и делимитацию границ двух стран. Азербайджан поддерживает предложения о создании трехсторонней комиссии по демаркации и делимитации границы между Арменией и Азербайджаном, так говорится в заявлении МИД Азербайджана. “Этот процесс может начаться только в том случае, если будет признана территориальная целостность и будет соблюдаться нерушимость международно признанных границ, что создаст условия для мирного сосуществования”, — заявил Баку сопредседателям Минской группы ОБСЕ, и отметил, что они могут сделать? “Сопредседатели Минской группы ОБСЕ, в свою очередь, могут поддержать выполнение трехстороннего заявления, создав условия для мира и развития в регионе”.
Напомним, 28 мая, в день заявления сопредседателей Минской группы ОБСЕ, ЕС также выступил с заявлением, в котором недавние события на армяно-азербайджанской границе были сочтены опасными и тревожными. Евросоюз призвал Баку немедленно освободить армянских пленных и задержанных. Затем состоялся телефонный разговор между спецпредставителем ЕС на Южном Кавказе Тойво Клааром и министром иностранных дел Азербайджана Джейхуном Байрамовым, который обсудил вопрос о шести армянских военнослужащих, недавно захваченных Азербайджаном. Телефонный разговор состоялся по инициативе европейского дипломата. Байрамов выдвинул те же обвинения, что и сопредседатели Минской группы, что “Армянские военнослужащие попали в плен при минировании территории Азербайджана”. В телефонном разговоре между Тойво Клааром и Джейхуном Байрамовым говорилось также о ситуации на армяно-азербайджанской границе. Байрамов сказал, что разногласия должны быть разрешены путем переговоров и что Азербайджан дал свое согласие на создание трехсторонней комиссии по демаркации границы.
Что касается деятельности в Париже, то официальная ответная реакция Баку была более напряженной. На уровне официального представителя МИД Азербайджана было заявлено, что Баку не видит роли Парижа в прекращении огня в Карабахе — процессе, основанном на трехстороннем заявлении лидеров трех стран. Об этом заявила пресс-секретарь МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева: “Не секрет, что Франция испытывает особые симпатии к Армении, но как сопредседатель Минской группы эта страна должна оставаться нейтральной. Надеемся, что в соответствии с мандатом сопредседателя Франция проявит нейтральную и непредвзятую позицию”.
Так, по словам Баку: “Франция не может играть никакой роли в обеспечении прекращения огня”, и в ответ на заявление Никола Пашиняна на встрече с армянской общиной в Париже о том, что его предложение по выходу из ситуации приемлемо для Франции, Баку сразу же отметил, что Франция играет особую роль, и что Азербайджан не нуждается в этой помощи. Ссылаясь на комментарии президента Франции Макрона на совместной пресс-конференции с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Пашиняном в Париже, пресс-секретарь МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева заявила, что режим прекращения огня поддерживается трехсторонним заявлением лидеров Азербайджана, Армении и России: “Мы не видим никакой роли для Франции”. Абдуллаева так же коснулась проблемы пленных, заявив, что азербайджанская сторона всегда придерживалась принципа “все для всех”, но он не может работать “против диверсантов, которые проникли после принятия трехстороннего заявления”.
Кстати, пресс-секретарь МИД Азербайджана также прокомментировал скандал с содержанием без вести пропавших в одном из моргов Армении в ненадлежащих условиях, добавив, что азербайджанская сторона “выполнила все свои гуманитарные обязательства и около 1600 тел обнаруженые с помощью российских миротворцев и Международного комитета Красного Креста перешли на сторону Армении”. Говоря о демаркации и делимитации, официальный представитель МИД Азербайджана сказал, что Баку поддерживает реализацию этого процесса, и он должен быть урегулирован путем переговоров. Касаясь возможности прямого диалога между сторонами, спикер сказал, что он уже начался, после принятия трехстороннего заявления 9 ноября 2020 года и встречи в Москве 11 января 2021 года Армения и Азербайджан поддерживали контакты на уровне заместителей премьер-министров, и Франция не играет никакой роли в этом процессе. “Мы должны с сожалением констатировать, что, хотя Франция является сопредседателем Минской группы ОБСЕ с 1997 года, французская сторона никогда не призывала армянские силы к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана, несмотря на требования соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН”, — сказал спикер.
Таким образом, в Баку посчитали необходимым раскритиковать деятельность Франции, назвав непонятным заявление о возвращении Франции в регион. То, что Азербайджан долгое время считал Францию, сопредседателем Минской группы ОБСЕ, проармянским и ненейтральным государством, не новость. Примечательно, что официальный Баку выразил недовольство Францией, указав, что мир в регионе поддерживается исключительно усилиями Москвы и российских миротворцев.
Фактически, мы являемся свидетелями того, как в ответ на любую критику посягательств Азербайджана на территориальную целостность Армении Баку отвечает примерно в том же тоне: “То, что мы делаем, не ваше дело, мы решили свои проблемы с Москвой”.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета “Аравот”
08.06.2021