Поселок Кут общины Гегамасар после 44 дней войны оказался в статусе соседнего села и уже успел вкусить его плоды. Во время посещения пограничных постов и приграничных населенных пунктов журналисты имели возможность задать свои вопросы мэру села Симе Читчян.
— Как сейчас повседневная жизнь села?
— Сейчас наши пашни находятся у подножия окрестных холмов. Осенний посев закончен, весенний посев произведен поздно. Но проблема в наших пастбищах и сенокосах. Нет пастбищ для животных.
Читайте также
— Нет, потому что враг появился?
— Враг сидит на наших пастбищах.
— Были ли случаи, когда животные пересекали территории, ставшие азербайджанскими, и вы не могли их вернуть?
— Такого случая не было. Но 5 числа месяца наш скот выгнали, 81 голов скота. То есть по нашему пастуху открыли огонь. Лошадь упала. Пастух убежал, после чего одни животные, испуганные выстрелами, побежали к нам, другие побежали к ним. Что ж, остальных зверей благодаря нашим солдатам в село выгнали. Одно из 81 зверя сбежало на следующий день, пришло к нам, остальные там.
— В селе, как мы видим, паники нет, но есть опасения, что доходы сельчан — луга, пастбища — перешли к врагу. Как люди смогут выжить?
— 80% сельчан занимаются животноводством. Обращались повсюду. Компенсации пока нет. Но власти надеялись, что либо животные будут возвращены, либо компенсированы.
— Сколько человек проживает в селе и были ли люди, уехавшие после войны?
— В нашем селе 170 жителей, и все остаются. Ни одна семья, ни один житель не покинули село.
— Ситуация в селе, мягко говоря, катастрофическая. Есть ли планы на будущее? Тем более, что Кут уже стал приграничным селом.
— У нас много планов. Представлено все, что они должны делать. На днях они пришли в общественный центр, измерили его и составили бюджет, чтобы начать ремонт. Дороги тоже.
— Школа работает?
— Да. Некоторое время назад уроки проводились онлайн, но потом они вернулись в норму.
— Как далеко продвинулся Азербайджан?
— Когда 32 года назад, в 1989 году, мы бежали из Азербайджана и поселились здесь, все территории до вершины горы перед нами были Арменией, и мы использовали пастбища и сенокосы. Более того, они и пашни сданы в аренду нашему населению.
— В то время вы прошли через все это в Азербайджане. Теперь вы здесь, и история повторяется. Что насчет вашей судьбы?
— Мы тоже не знаем. Приехали, с нуля создали новое. Наверное, судьба армянина.
Ашот АКОБЯН