При подведении итогов выборов необходимо ответить на многие вопросы, среди которых, как мне кажется, приоритетными являются следующие. Как случилось, что представители проправительственного электората заявили: “Лучше, Армения станет частью Турции, но Никол останется, чем придут бывшие”. Другими словами, как так получилось, что потеря значительной части нашей Родины и тысяч армян, вторжение азербайджанской армии на территорию Армении менее значимо для народа, чем некоторые другие вопросы?
Прежде всего, мы должны признать, что это не новое явление. Когда в 1994 году нашей армии удалось освободить определенную часть родины, это не очень обрадовало наше население. Люди не хотели видеть эту победу, они не хотели дорожить ею, они концентрировались на невзгодах, которые они пережили во время войны, и были полны непоколебимой ненависти к Тер-Петросяну, то есть к главе государства и командующему вооруженных сил, во время которого произошла эта историческая победа.
Точно так же и в 2021 году большинство граждан не придало значения позорным поражениям и потерям. Лидер, политическая сила, которая к этому привела, снова набрала большинство голосов. Значит, Родина и ее безопасность не входят в число приоритетов народа. Не случайно представители власти, их пропагандисты и сателлиты не говорят о том, как восстановить территориальную целостность Арцаха и Армении, позаботиться о десятках тысяч беженцев: Их темы — проверка, люстрация, “стальной мандат”, наказание, месть. Почему власти говорят обо всем этом? Очень просто: потому что это общественный порядок, они говорят то, что требует их аудитория. Непосредственная причина такой ситуации ясна: люди расстроены, глубоко оскорблены унижением, беззаконием и произволом, имевшим место в последние десятилетия. Но это не может полностью объяснить, почему для значительной части граждан эти бедствия и жажда мести важнее государства и Родины.
Проблема глубже и в системе ценностей. В течение этих 30 лет школьные учителя, преподаватели университетов, художники, ученые и, конечно же, мы, журналисты, не смогли обеспечить хотя бы тот уровень гражданского сознания, который существовал, вопреки официальной идеологии, в предыдущую эпоху. Интенсивность духовной жизни, которая существовала в Армении в 1970-80 гг., принесла к Движению в 88г.: Помимо отрицания некоторых вещей, у этого движения была более важная миссия: установление государственности и освобождение Арцаха. Затем наступили десятилетия тотального отвержения, ненависти, нигилизма, кульминацией которых стала эта власть.
Читайте также
Но и эта эпоха, похоже, подходит к концу.
Арам АБРААМЯН