Министры иностранных дел России и Турции встретились в среду в Анталии. Естественно, Южный Кавказ был не единственной темой обсуждения, Лавров и Чавушоглу также говорили о Ливии, Сирии и Афганистане. В частности, в Афганистане начинается новый виток напряженности, который определенно скажется на безопасности члена ОДКБ — Таджикистана. Что ж, Турция, как известно, всегда имела интересы в разных частях Азии и даже в Африке. Все эти вопросы, конечно, нужно рассматривать комплексно, потому что дипломатия, как известно, — это торговля, вы что-то отдаете при условии, что что-то получаете.
Мне кажется, что в рамках большой сделки Турция и Россия, так сказать, “обменялись” Сирией и Арцахом, в первом случае уступили турки, во втором — русские. По всему, Лавров выразил удовлетворение работой российско-турецкого мониторингового центра в Агдаме, а также отметил, что визит Эрдогана в Шуши (по словам Министры иностранных дел России, в Азербайджан) является вопросом двусторонних отношений между двумя странами. Дело не в том, что провокационный характер этого визита не виден опытному дипломату вроде Лаврова, но у него определенно не было желания обострять этот вопрос.
Короче говоря, Россия смирилась с тем, что Турция, таким образом, присутствует на Южном Кавказе (также с военной составляющей). Лавров также высоко оценил идею Алиева и Эрдогана о создании платформы “3 + 3”, в которой будут участвовать три республики Южного Кавказа, Иран, Россия и Турция. Такой формат, если он призван заменить сопредседателей Минской группы ОБСЕ в некоторых вопросах, по крайней мере, на первый взгляд, для нас не очень выгоден: три “нейтральных” страны и два врага. В любом случае это предложение, насколько мне известно, не получило четкого ответа из Армении. Понятно, что для того, чтобы хоть как-то отреагировать, нужно хотя бы иметь министерство иностранных дел, которое в Армении практически распалось, что в нашей ситуации удивительно. Кроме того, желательно, что бы правительство консультировалось с экспертами по таким вопросам, в развитых странах существуют независимые экспертные центры по таким делам.
Но Армении не нужны ни дипломаты, ни эксперты. В Армении только один дипломат и эксперт. И этот человек… вы знаете, кто.
Арам АБРААМЯН