Sputnik. Амаяк Акопян, сын Арутюна Амаяковича, как-то сказал: «Нужно обязательно дунуть, потому что если не дунуть, никакого чуда не произойдет». Колумнист Sputnik Армения вспоминает эпизоды из жизни замечательных артистов, даривших радость миллионам зрителей.
Вначале отец, позже сын, показывая чудеса иллюзиона, покоряли публику в самых прославленных залах мира. Акопян-старший скончался в 2005 году. Акопян-младший, волшебник из «Утренней почты», «Будильника», «Спокойной ночи, малыши», отойдя от дел, уже давно не «дует» и чуда не происходит.
Интересное совпадение: Амаяк Акопян родился в том же году (1956-м), что и знаменитый американский иллюзионист Дэвид Копперфильд. Вот только отец американца занимался торговлей одежды, а Арутюн Акопян – фокусами.
Но давайте все-таки, как принято: вначале об отце Арутюне, а потом о сыне Амаяке.
Отец – единственный в Советском Союзе фокусник, удостоенный звания Народного артиста СССР. Старожилы Еревана наверняка помнят пользовавшихся не меньшей популярностью Народных артистов РСФСР Эмиля Теодоровича Кио, а затем его сына Игоря Эмильевича, тоже фокусников экстра-класса, не раз приезжавших в Армению.
Вернемся, однако, к Арутюну Акопяну. Из личного. Одно дело – видеть его в работе, и совсем другое – на отдыхе. В начале шестидесятых знаменитый иллюзионист проводил отпуск в санатории «Горная Армения» в Гаграх, где в те же дни отдыхал хирург-травматолог, тоже мастер своего дела и знаменитость первой величины. Санаторий был высшего разряда, имел свой отдельный пляж, отдельный медпункт, несколько отдельных гостевых комнат, куда меня, в то время студента, пристроили на пару дней, там же был красавец и всеобщий любимец Арман – спасатель.
Однажды Арман появился на пляже, прихрамывая и с перевязанной ногой.
«Бегу просить нашего хирурга о помощи, думаю, не откажет», – взялась за дело жена высокопоставленного партийного начальника.
Все знали – такой даме трудно будет отказать.
Знаменитый хирург отказал: «Я здесь на отдыхе, а раз парень ходит, значит, может дойти до травмпункта».
Рана Армана зажила, неприятное послевкусие от слов хирурга осталось.
Лето продолжалось.
«Отдыхающие очень просят рассказать и, если согласитесь, показать несколько фокусов. Это возможно?» – обратился главврач санатория к Арутюну Акопяну.
«Все возможно, если хочешь, и ничто невозможно, если не хочешь», – ответил артист.
Весь вечер он и показывал, и рассказывал. Публика была в восторге. Запомнилось надолго.
…Теперь от отца к сыну.
«Самому любимому иллюзионисту страны, кумиру детей, обладателю лучших в мире усов Амаяку Акопяну исполнилось шестьдесят лет», – написали газеты в 2016 году.
Не все знали, что сын знаменитого фокусника начал выходить на сцену еще в пятилетнем возрасте, так год за годом, но после шестидесяти он уже не выходит к публике в шляпе-цилиндре или восточной чалме. Амаяк Акопян видит, что происходит вокруг, и не все ему по душе.
А происходит что? «Грузины говорят: Россия – наш враг. Азербайджанцы говорят – армяне им враги. Как же тяжело это слышать мне, советскому человеку, которому рукоплескали, не побоюсь этого слова, Муаммар Каддафи, Майкл Джексон!.. А сейчас меня, как и многих других артистов, зовут в скандальные шоу», – так Амаяк Акопян говорил журналистам.
Если нас интересуют не только его фирменные «сим-салабим» и «ахалай-махалай», то вот еще:
«В кино я снялся более чем в тридцати пяти фильмах. То, что мне сегодня предлагают, – очень слабые, картонные ленты. А сниматься в плохом фильме, как говорила Фаина Раневская, все равно, что плюнуть в вечность. Фильмы, которые мне предлагают, можно смотреть в лучшем случае в тюрьмах и в самолетах – и то потому, что оттуда невозможно сбежать».
Вспомним: сколько армянских артистов снимается сегодня в посредственных фильмах и участвует в бездарных телевизионных шоу, не ощущая, что «плюют в вечность». Понятно, деньги, понятно, большие, но…
«Работая еще на советской и зарубежной эстраде, я привозил чемоданами валюту и всю ее сдавал родине. Мне говорили: «Спасибо, выполняй свой долг дальше – деньги пойдут в закрома родины». Где эти закрома, до сих пор многие советские актеры, режиссеры, ученые, спортсмены не знают. От гонораров нам оставался маленький процент, но его хватало, чтобы жить ярко и безбедно в Советском Союзе», – вспоминает Амаяк Акопян.
Как закончится пандемия, фокусник обещал вернуться, чтобы бесплатно выступать в больницах перед детьми. Распустил свой коллектив – денег на его содержание больше нет. Собирался создать Театр чудес. Под проект нужны были деньги, а их тоже не было. Кто мог протянуть руку? Как можно легко догадаться – Иосиф Давыдович Кобзон.
«Перед его смертью мы должны были пойти к людям, кто бы нам помог с этим вопросом, но не успели. 11 сентября я приехал к нему в последний раз, всегда поздравлял его с днем рождения, не стал ни о чем напоминать. Он ушел, и нормальные, вменяемые люди, которые его окружали, распались, как распалась и связь времен», – признавался он.
Чтобы произошло чудо, помните: нужно обязательно дунуть, потому что иначе чуда не произойдет, советовал Амаяк Акопян.
Не дует, не происходит, очень жаль…