В 1998 году в Армении были заложены основы криминально-олигархической системы. Конечно, и до этого были криминальные элементы и олигархи, которые так или иначе влияли на политику, но Кочарян проявил системный, институциональный подход к этому вопросу, и в течение следующих 20 лет механизмы этой системы были усовершенствованы и “смазаны”. Вся архитектура этого здания была резюмирована в конституции 2015 года, которая является парламентской по форме и монархической по содержанию.
Это очень легко показать на примере полномочий, предоставленных премьер-министру. Как так получилось, что премьер-министр не виноват в позорном военном поражении, но может легко сместить и назначить начальника Генштаба Вооруженных Сил? Оказывается, “невиновный”, функция которого в лучшем случае – “модерация”, назначает “виновного” и уходит в сторону. Это прекрасная работа, которой можно наслаждаться десятилетиями без каких либо усилий. Согласно конституции, написанной “бывшими”, полномочия премьер-министра королевские, а ответственность нулевая.
Нынешняя власть якобы борется против “бывших”, но эта борьба проявляется в том, что любого оппонента называют “бывшим” и преследуют под этим предлогом. Криминально-олигархическая система осталась такой, какой была, до безудержного поведения представителей той же олигархии на улицах. На самом деле, в глубине души я думаю, что сегодняшние власти каждое утро благодарят своих предшественников за данную им конституцию, которая теоретически, если не будет серьезных потрясений и революций, создает возможность править вечно. В частности, как и в предыдущие десятилетия, власть не может быть изменена путем выборов.
Власти, а также проправительственные НПО представляют демонтаж системы исключительно как “проверку” судей. Как будто все уже исправлено, все недостатки устранены, и только плохие судьи мешают полному счастью. Фактически, это противоположный шаг, шаг к превращению судов в послушный инструмент политической мести. Поскольку все другие правоохранительные органы, от прокуратуры до Следственного комитета, уже достаточно “реформированы” и следуют указаниям исполнительной власти, остались только суды. Это шаг к полному восстановлению криминально-олигархической системы.
Читайте также
Арам АБРААМЯН