В последнее столетие Советская, а затем новообразованная Республика Армения пережили ряд трудностей, и здание, построенное на холме вдали от центра города, на месте виноградников, которое мы теперь знаем как здание Национального Собрания, стало их свидетелем и непосредственным участником. Журналист М.Григорян, внук бывшего главного архитектора Еревана и автора здания Марка Григоряна, рассказал «ЕРЕВАНУ» о прошлой и настоящей истории строения.
Вдали от площади Ленина
Однажды летним днем 1947 года позвонили главному архитектору Еревана того времени М.Григоряну. С ним связался помощник главы Армении Г.Арутинова. Он сообщил, что руководитель приглашает его на прогулку.
Обойдя дачи, они подошли к полупустому холму, в части которого был виноградник. Именно там Арутинов представлял будущее здание ЦК КП и поделился с Григоряном своей идеей. Архитектор, в свою очередь, был удивлен. Прежде всего, на месте проспекта Баграмяна в то время была узкая улочка, застроенная дачами, находившаяся далеко от центральной части города, площадь Ленина с этой точки даже не была видна. Как отсюда можно было управлять всей республикой? Но Арутинов хотел доказать, что Коммунистическая партия может управлять страной с любого места.
Читайте также
Так и случилось: М.Григорян приступил к проектированию здания. Всего через три года здание было готово, и сотрудники ЦК перешли на новое место.
Очарование светлого цвета
Здание НС воплощает в себе лучшие решения классической архитектуры тех лет, напоминая об античной архитектуре и стиле. «Это здание имеет очарование светлого камня, и хотя Ереван называют розовым городом, с тем же успехом его можно назвать городом терракотового цвета, — сказал М.Григорян-младший, — но он целиком армянский. Можно не сомневаться, что это здание национальное. Именно в этом и мастерство».
Позднее здание НС было отремонтировано. Спустя десятилетия после постройки стало ясно, что сооружение больше не отвечает требованиям растущей бюрократии, и в середине 1970-х годов К.Демирчян инициировал новое строительство. Построены были зал заседаний, столовая, увеличено количество комнат. В кабинет первого секретаря ЦК был отдельный вход. Строительство, начатое Демирчяном, было завершено в 1985 г., а спустя три года история взяла верх. Сумгаитские погромы, первая Арцахская война. «Это здание пережило несколько тяжелых событий эпохи, социальных катаклизмов», — вспоминает М.Григорян.
Довольно ослабевший ЦК продолжал функционировать в здании на месте виноградников, а резиденция Верховного Совета находилась на Баграмяна, 26.
Из ЦК в НС
С принятием решения об уменьшении влияния ЦК встал вопрос о судьбе здания, в котором были все удобства для деятельности Верховного Совета. Однако Компартия не хотела уступать свое место, и Верховному Совету было предложено занять другое здание – нынешний Американский университет (который, кстати, тоже спроектировал М.Григорян). Однако Верховный Совет переехал в здание ЦК, которое через несколько лет было переименовано в Национальное Собрание.
В последующие годы здание стало свидетелем трагических событий. В 1996 г. в НС ворвались граждане, недовольные президентскими выборами, а 27 октября 1999 г. стало одним из самых трагических дней в новейшей истории Армении, когда группа вооруженных лиц расстреляла нескольких представителей власти. Спустя годы зал заседаний, в котором происходили события, полностью изменил свой интерьер, словно желая забыть о случившемся. Журналистов разместили в застеклянных кабинах. Зал вновь открылся в 2010 г. Автор нового проекта – А.Тарханян. «С архитектурной точки зрения, пока основной вид здания не искажен и все эти пристройки построены сзади, у меня нет проблем», — говорит М.Григорян-младший.
Изменения
За эти годы, однако, произошли изменения, которые М.Григорян так и не принял. Внешний вид бассейна перед НС, изменился, что он считает, мягко говоря, лишь проявлением дурного вкуса. По словам г-на Григоряна, произведенное всего за полдня изменение не соответствовало имиджу здания НС. Изначально бассейн намечался как противопожарная система. До 1940-х годов около каждого дома или даже на его крыше устанавливали бассейн, который можно было использовать в случае пожара. Бассейн перед зданием НС был спроектирован с той же целью – прозрачное водное зеркало на уровне земли. Но в 2015-2016 гг. его облицевали плиткой, по бокам поставили декоративные фигуры, а в центре поместили металлическое украшение в виде короны. Жалобы внука архитектора не помогли – внешний вид остался прежним.
Сегодня очевидно, что здание нуждается в ремонте – замене деревянных окон, проведении ряда других работ. Кроме того, с годами кабинеты стали очень разными и порой неэстетичными, выражающими вкус каждого очередного его обитателя. Кстати, еще при жизни деда Григорян-младший внес свой вклад в облик здания. Вернее, не в само здание, а в милицейский пост у до сих пор используемых входных ворот. «Был школьником, однажды дед пришел домой, положил на стол несколько вариантов домика и спросил, какой из них я бы выбрал. Я заметил, что мне не нравится ни один из них, и предпочел бы комбинацию двух вариантов. Нарисовал на листке бумаги свой вариант и передал ему. И что же: он превратил мой рисунок в профессиональный и таким образом построил домик», — вспоминает г-н Григорян.
Символ доверия к власти
Большая часть очарования здания НС принадлежит окружающему его парку. Когда-то здесь была оранжерея, где выращивали красивейшие гвоздики. Это решение преследовало цель экономии: не нужно было тратить государственные деньги на покупку цветов. После обретения независимости, с переездом Верховного Совета в это здание, председатель Совета Л.Тер-Петросян решил открыть парк для граждан. Однако спустя несколько недель ситуация стала неуправляемой. Однажды сотрудники пришли и увидели гроб перед входом в здание. Выяснилось, что в городе произошло убийство, и родственники усопшего, требуя справедливости, принесли гроб и поместили его туда. В другой раз перед зданием расстелили постели – люди снова жаловались. В итоге парк пришлось закрыть.
Парк вновь открылся в 2018 г., но сегодня снова закрыт. «Я за то, чтобы парк открыли, чтобы люди могли им наслаждаться, потому что, в конце концов, он создан не только для группы депутатов – парк принадлежит всем, — говорит М.Григорян, — но здесь есть одно обстоятельство. Открытый или закрытый парк стал показателем уровня доверия к правительству. Пока отношение хорошее, сад открыт, когда отношение ухудшается, сад снова закрывает свои двери».
Остается лишь надеяться, что в ближайшем будущем парк вновь станет общественным местом, а здание НС не будет столь далеким.
Национальное Собрание Республики Армения