Лента новостей
Новости дня

Миф о “могучей” России рухнул

29 июля,2021 23:20

Никто уже не помнит убедительное оправдание: “Если хоть одна птица перейдет границу Армении из Турции, русские застрелят”.

Россия считает, что никто не хочет испытывать силу ОДКБ. “Мы очень уверены, что никто не подумает проверять силу Договора о коллективной безопасности и пытаться начать агрессивные действия против кого-либо из его участников”, — недавно сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров. В беседе с депутатами от фракции “Единая Россия” Лавров заявил, что страны Запада пытаются создать вокруг России зону нестабильности. “Они пытаются создать вокруг нас зону нестабильности, вынуждая наших ближайших соседей, братские народы сделать выбор: либо вы с Западом, либо с Россией. Они хотят присвоить территории вокруг нашей страны различными способами, как военными, так и экономическими, чтобы Запад мог иметь решающее влияние на развитие наших соседних стран”. По словам Лаврова, эта линия “наиболее ярко выражена в Украине”, а методы “цветных революций” были опробованы в последние месяцы в Беларуси. “«Американцы и европейцы начали геополитическую борьбу за Молдову, не избегая открытой агитации во время избирательной кампании”, — добавил Лавров. “Теперь наши западные партнеры также пытаются расширить свое присутствие, в том числе в военном отношении, вдоль наших границ, включая Среднюю Азию и Кавказ”, — отметил он. Затем Лавров резюмировал, что западные политтехнологи не скрывают своего намерения подорвать внутреннюю стабильност в России накануне выборов в Государственную Думу.

Подход России к тому, чтобы видеть “невидимую руку” Запада повсюду, не меняется. Однако в действительности весь мир стал свидетелем того, каким стратегическим союзником является Россия. Подтверждением этому стала 44-дневная война прошлой осенью. Москва была настолько одержима своим давним планом развертывания миротворческой миссии в Нагорном Карабахе, что проявляла “нейтралитет” по отношению к турецко-азербайджанскому тандему, даже когда села в Армении подвергались артиллерийскому обстрелу и были ранены мирные жители. Цель была одна: Что бы Турецко-азербайджанский тандем ни в коем случае не отказался от плана России по размещению российских миротворцев в Нагорном Карабахе.

Так что, весь мир уже проверил не только “силы ОДКБ”, но и Россию, и какой союзник Россия. 44-дневная война фактически нанесла удар по имиджу России в той мере, в какой миф о “могучей” России был разрушен, и это произошло с помощью Турции. На глазах у всего мира Турция обеспечивает торгово-экономическое, военно-политическое присутствие и усиливается в бывших советских республиках, и пока Москва время от времени затрагивает тему “невидимой руки” Запада, весь цивилизованный мир становится свидетелем проявлений бессилия России и как стратегического союзника перед политикой турецко-азербайджанского тандема в отношении Армении.

Российские “эксперты”, работающие с турецко-азербайджанским финансированием, уже несколько месяцев трубят: “Война ведется в Нагорном Карабахе, на территории Азербайджана, поэтому Россия не может вмешиваться в боевые действия …”. Много лет назад, параллельно с российским присутствием на границе между Арменией и Турцией и расширением российской военной базы в Армении, всегда говорилось: “Если хоть одна птица пересечет границу Армении из Турции, русские застрелят”, “У нас нет альтернативы, русские должны держать нашу границу …”. Прошли годы, “пузырь” этого оправдания лопнул, и оказалось, что на самом деле все иначе. Например, азербайджанские подразделения находятся в Армении более двух месяцев, а Москва своим поведением доказывает, что у нее есть другие договоренности с Анкарой и Баку, и более того, она не хочет, чтобы эти договоренности были нарушены, или договоренности не состоялись.

Вот одно свежее доказательство вышесказанного. “Россия приветствует готовность Европейского Союза содействовать миру на Кавказе”, — на днях заявил официальный представитель Кремля Дмитрий Песков, добавив: “Если посреднические усилия способствуют установлению мира, стабильности и предсказуемости, а также выполнению существующих соглашений, то такие усилия можно только приветствовать”.
Другими словами, в результате договоренностей, предусмотренных документами от 10 ноября и 11 января, есть вопросы, по которым у России и Запада разные взгляды…? Вопрос риторический, разница в подходах очевидна. Москва считает, что вопрос статуса Нагорного Карабаха следует оставить на потом, кстати, наверное, для того, чтобы полностью не повторять позицию Баку, где говорят, что нагорно-карабахский конфликт урегулирован, о статусе речи нет. А Запад говорит, что переговоры должны продолжаться в рамках Минской группы ОБСЕ, а статус Нагорного Карабаха должен быть уточнен.

Подчеркивая “выполнение существующих договоренностей”, Песков имеет в виду договоренности Россия-Турция-Азербайджан, в контексте которых ожидается, что Армения подпишет мирное соглашение с Азербайджаном и признает свои границы в благоприятном для Баку “положении”. Конечно, помимо всего этого, вопрос контроля при разблокировке региональных каналов связи, от чего у России, безусловно, есть свои ожидания.

Поэтому мы неизменно видим очевидный “нейтралитет” в поведении России, что противоречит интересам армяно-российских отношений, особенно стратегического партнерства. Кремль просто не может публично заявить нам, что страна, выполняющая миротворческую миссию, больше не может быть “стратегическим союзником”. Москва своим поведением выбрала примитивное и нелепое “оправдание”: “Армения виновата во всем” и тем самым продвигает свой план.

Власти стран, у которых есть “отклонения” в определенных вопросах с Западом, по мнению Кремля, уже не укладываются в рамки планов России. Если какой-либо грузинский чиновник произносит одну фразу о готовности к углублению отношений с НАТО, в течение 1-2 часов того же дня на уровне министра иностранных дел России или пресс-секретаря Путина, жестко заявляется, что они не допустят интенсификации НАТО на границе России. Турецкая армия находится в Азербайджане, и сегодня даже возникает вопрос, существует ли вообще азербайджанская армия или это полностью турецкая армия со всем ее руководством и структурой, но это нормально для Кремля и считается высокими отношениями между Азербайджаном и Турцией. Вероятно, Путин также надеется, что его теплая, заслуживающая доверия дружба с Эрдоганом приведет к тому, что Турция приостановит свое членство в этой организации.

Анализируя недавние заявления Алиева, когда он сказал, что “у них с Россией одинаковые подходы к Зангезурскому коридору”, многие считают, что слова Алиева не следует принимать на веру, поскольку он говорит о позитивных направлениях для своей страны и Россия перед Азербайджаном тоже поставила вопрос об уступках. Да, Алиев часто делал ложные заявления на ту или иную тему, но нас должно больше интересовать то, что говорит, а точнее то, что не говорит Москва. Путин говорит, что проблемы должны быть решены путем “болезненных компромиссов”, но никто не знает, что Азербайджан уступил до сих пор. Считается ли возвращение некоторых военнопленных уступкой? Это требование 8ого пункта трехстороннего заявления от 10 ноября, более того, выяснилось, что даже по настоянию жены президента Турции в Азербайджане содержатся военнопленные-армяне, чтобы в обмен на них смогли получить у армянской стороны минные карты.

Несколько раз пресс-секретарь МИД России Мария Захарова высказывала интересную мысль, которая не удостоилась внимания в Армении. “Ситуация на армяно-азербайджанской границе не имеет прямого отношения к урегулированию Нагорного Карабаха”, — сказала она, пояснив, что “Это следствие отсутствия международно-правового оформления границы, кризис усугубляется из-за отсутствия взаимного доверия между сторонами”. Москва неоднократно заявляла, что Россия обеспокоена любой напряженностью на армяно-азербайджанской границе или что она готова предоставить консультационную помощь Армении и Азербайджану по демаркации границы (“Мы готовы поддержать эти усилия с помощью нашей картографической информации, подготовить ряд документов, которые могут построить конструктивное обсуждение”, — заявила на прошлой неделе Захарова.), но Москва не последовательно обращается к оппозиции официального Еревана, как продолжить переговоры с Россией и Азербайджаном в трехстороннем формате, если азербайджанские части находятся на территории Армении?

Да, в результате трехсторонних документов от 10 ноября и 11 января уже существует конфликт между Арменией и Азербайджаном. Спустя почти три десятилетия после 1994 года план Азербайджана по возвращению Нагорного Карабаха завершился, и теперь произошел явный переход к новым территориальным претензиям к Армении. С этой точки зрения идея Захаровой о том, что “ситуация на армяно-азербайджанской границе напрямую не связана с урегулированием нагорно-карабахского конфликта”, отчасти верна, потому что не говорится, как так получилось, что после “урегулирования нагорно-карабахского конфликта”, “победившие” Алиев и Эрдоган стали выдвигать новые требования.
И вообще, почему для Москвы законно присутствие иностранной армии в другой стране, почему Москва игнорирует возмутительные заявления Алиева: “Это наши земли, мы на своей территории, мы не покинем эти территории …”. Что сделала бы Россия, если бы какая-либо западная страна потребовала территории России, или что сделала бы Москва, если бы после прекращения огня в 1994 году армянская сторона проявила амбиции и в отношении других территорий Азербайджана …

Поэтому заявление Лаврова о том, что “Россия считает, что никто не хочет проверять силы ОДКБ” — не более чем пропагандистская формулировка, которая просто напомнила, что такая структура все еще существует, “руководителем” которой является Россия.

ЭММА ГАБРИЕЛЯН

Газета «Аравот»

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать