На одной из лекций известного израильского историка и политолога Юваля Харари спросили: “Что вы думаете об эпохе пост правды?” (post truth). Харари ответил примерно так: “Ваш вопрос предполагает, что человечество когда-либо жило в эпоху истины”.
По мнению этого исследователя, люди, отделенные от животного мира десятки тысяч лет назад, начали рассказывать друг другу истории, которые могут быть религиозными, идеологическими, мифологическими, национальными и другими, и не обязательно отражают действительность. Эти истории важны для людей, потому что они их объединяют, подталкивают к
Например, именно для формирования государства Харари решающее значение имел распространившийся в Европе 19 века националистический дискурс, который для своего народа сделал “местным” Теодор Герцль. (Кстати, я считаю нашего Микаэла Налбандяна тоже мыслителем-националистом, но мы не изучали его идеи как следует).
Короче говоря, “пост правда” — это ситуация, когда то, что говорится о реальности, важнее самой реальности. И в этом смысле мы можем согласиться с Харари, так было всегда. “Высказывания”, рассказы не могут быть “правильными” или “неправильными”, они могут быть маленькими и большими, поверхностными и глубокими, полезными и вредными. В сегодняшней Армении они маленькие, поверхностные и вредные.
Читайте также
Сегодня в нашей стране более распространены два типа историй, которые отражены в нынешнем Национальном Собрании. Первый образовался во время революции 2018 года (и, конечно, был подготовлен до этого) и называется “вы грабители”. Это “николовское” высказывание, которое используют более 600 тысяч горожан.
Вторая история образовалась после 9 ноября 2020 года и называется “ты – капитулянт”. Это “сержеробовская” повестка, в которой живут около 250 тысяч граждан. Депутаты Национального собрания борются за громкость своих выступлений. Большинство хочет закрепить свою победу, будучи уверенным, что их выступление хотят услышать не только избиратели, но и большинство армянского народа. Меньшинство также озвучивает свой тезис, предполагая, что вокруг него может собраться более 250 тысяч человек и / или что некоторые из 600 тысяч пожалеют об этом и примут их сторону.
Эти высказывания небольшие, потому что они отражают узкие интересы этих двух групп, и не будут сравниваться с идеями Теодора Герцля или Микаэля Налбандяна. Они поверхностны, так как выражают лишь часть действительности и не пытаются взглянуть на историю нашей страны и недавние события с близкого расстояния. Наконец, они вредны, потому что явно направлены на разделение нашего общества.
К сожалению, голоса за пределами этого противоречия пока не слышны. Причин может быть две: либо альтернативные идеи еще не сформированы, либо оставшиеся 1,5 миллиона наших граждан (те, кто не подходил к избирательной урне, и те, кто не голосовал за эти три политические силы) также находятся в парадигме “грабитель – капитулянт”. Вторая была бы очень грустной.
Арам АБРАМЯН