“Все, теперь ислам захватит мир”, — такова реакция большинства армян на улицах и в Facebook на известие о том, что талибы “наконец” пришли к власти в Афганистане. Я использую слово “наконец” в кавычках, потому что опыт показывает, что никто в этой стране не может поддерживать прочную власть, и более того, эта власть не может быть полной и охватывать всю территорию страны и все сферы. Также следует учесть, что понятие “ислам” многослойно, и ряд стран, исповедующих эту религию (особенно, конечно, Иран), являются нашими друзьями. И наконец, “трайбалистские” претензии на “весь мир” — явное преувеличение. Конечно, победа талибов принесет определенные изменения и в наш регион, и наши дипломаты и эксперты должны серьезно задуматься над этим. Но здесь я хотел бы обратить внимание на другое обстоятельство, которое я считаю очень поучительным для нас.
Как получилась, что афганская армия, вооруженная современным оружием (в том числе БЛА) и в несколько раз превышающая количество талибов, не могла или не хотела сопротивляться исламистам с того момента, как американцы начали уходить. На это есть только один ответ: на самом деле нет никакого афганского государства. С 2001 года Соединенные Штаты потратили десятки миллиардов на построение этого государства, естественно, в своих интересах, но этот проект провалился, как и британские и советские проекты, связанные с этой же страной. Конечно, можно впасть в агитационные эмоции и сказать:
“Свободолюбивый афганский народ никогда не терпел принуждения иностранцев, силой обвивающих его шею, и желал идти своим путем”. Но сначала нам нужно понять, что проповедники подразумевают под “афганским народом”, и во-вторых, ответить на следующий вопрос: в то время, когда иностранцы ничего не навязывали, строилось ли афганское государство? Произойдет ли это во время правления талибов? Более того, есть ли у талибов понятия “афганский народ” и “афганское государство”?
… Представьте себе такую ситуацию. Организация Объединенных Наций, Соединенные Штаты, любая другая страна или международная организация собирает сотни молодых людей в Афганистане, “обучает” их в течение полугода, чтобы они стали полицейскими, а затем выплачивает им пятилетнюю зарплату для поддержания общественного порядка. Станут ли эти молодые люди нормальными полицейскими через 5 лет? Я сильно сомневаюсь, если у них нет внутренней мотивации, выполнять эту службу, если они не знают, почему они пошли в “полицию”, и если другие государственные структуры не согласованны с этой службой. Несоблюдение всех этих предварительных условий приведет к коррупции, преобладанию личных и клановых интересов и, в конечном итоге, к вялой и неорганизованной работе. Я не утверждаю, что Афганистан никогда не станет государством. Это может и произойдет, даже с иностранной помощью, когда граждане осознают необходимость этого государства и поймут цель его существования.
Теперь понятно, чем поучителен афганский опыт?
Читайте также
Арам АБРАМЯН