В социальной сети фейсбук есть много групп, где пользователи обсуждают стиль работы правоохранительных органов, обсуждают незаконные штрафы, а также работу новой патрульной службы.
В одной из таких групп пользователь, отказавшийся назвать свое имя из-за опасений, что правоохранительные органы будут его преследовать, сделал запись о насилии, которое правоохранительные органы применили против него. Этот пользователь написал, что вчера вечером остановил машину на одной из улиц Еревана, спросил у полиции, можно ли ехать вперед или дорога перекрыта, полиция приказала свернуть машину вправо и остановиться: “Потом потребовали документы, спросил, что случилось, начали очень агрессивно разговаривать, типа ”ара, давай вылазь из машины”. Я снова спросил, что случилось, что вы так себя ведете, ответили, что это усиленный контроль. Причем они были не из новой патрульной службы, кажется, это были “спецы”. Начали вести себя агрессивно, я сказал, ну ладно, спокойнее, брат не тащи. Добавили, сам ты брат, эй парень, стали толкать и забрали в участок. В участке ужасным образом обзывали, крайне нагло себя вели, был ужасный “беспредел”, не разрешали звонить, не отвечали на вопросы. А когда что-то говорил – били”.
Гражданин отказывается обращаться в правоохранительные органы, говорит, что у него нет доказательств, его били так, что не осталось и следа.
Под этим же постом другие пользователи рассказывали свою историю, почти то же самое: “Я стоял на стоянке, хотел выйти из машины, подошла полиция, потребовали документ, я дал им, а потом последовало “давайте пройдем тест на трезвость”. Я сказал “но я не водил машину, чтобы можно было заподозрить, что нужна проверка на трезвость”. Но, меня все же отвезли в нарко, я ждал там 2-3 часа, насильно отвезли…”, — написал один пользователь, отметив, что отказался проходить тест на трезвость, из-за чего был лишен водительских прав на два года, и это при том, что, он был в трезвом состоянии.
Читайте также
На днях глава Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи, правозащитник Артур Сакунц упомянул о скандальном инциденте, произошедшем в селе Марц Лорийской области. По словам Сакунца, они получили от граждан показания о том, что жителей доставили в отделение полиции, где они подвергались насилию: “Это насилие превосходит любое человеческое воображение. Более того, до сих пор не возбуждено уголовное дело по факту гибели граждан в результате автомобильной аварии”.
В последнее время из официальных сообщений узнаем, что полиция осуществляет усиленный контроль, задерживая людей. “Но во время этой усиленной службы непонятно, каким было отношение сотрудников правоохранительных органов к людям, были ли действия полиции соразмерными и законными, ничего не ясно о проявлениях унижающего достоинство обращения”, — сказал Артур Сакунц в беседе с Aravot․am. По его словам, бывают случаи, когда в их организацию обращаются отдельные граждане, и неважно, подозреваются они в совершении преступления или нет, но к человеку применяются противоправные действия, которые сочетаются с насилием, унижающим достоинство обращением и нецензурной бранью: “Учитывая масштаб действий, небольшое количество предупреждений о нарушениях во время них также дает основание для предъявления претензий, что это не единичные случаи, и не исключение об их большом объеме. Проблема в том, что если люди не жалуются или не говорят вслух, это не значит, что этого не существует”.
Граждане часто избегают обращаться в соответствующие органы по поводу незаконности правоохранительной деятельности. В этой связи правозащитник приводит в пример инцидент в селе Марц, говорит, что их организация узнала о задержанных гражданах не от жителей этого села, а от жителя другой деревни: “То есть, это говорит об атмосфере страха, конкретно эта усиленная служба полиции, эта операция вызывает страх, в результате чего люди теряют уверенность в своей безопасности, и из-за этого не поступают жалобы и предупреждения — у них нет гарантии, что, если они позвонят, то еще и за это не будут наказаны”.
По словам правозащитника, доверие общества к госучреждениям теряется: “Отсутствие жалоб на незаконные действия означает недоверие общества к правоохранительным органам и государственной системе. ”.
В ответ на этот вопрос, заказано ли такое резкое, непропорциональное поведение сотрудников правоохранительных органов “сверху” и является ли это политическим решением по логике стального мандата, Сакунц сказал: “Я не могу это утверждать, для этого должно быть достаточно фактов. Но могу сказать, что противоправные действия правоохранительных органов, если не расследуются, то ответственность за это несет политическое руководство. Мы предупредили о мартовском инциденте, и, если они не проведут расследование по этому поводу, опять же, ответственность ляжет на политическое руководство”.
Нелли БАБАЯН