“Из Турции поступают некоторые позитивные общественные сигналы. Мы будем оценивать эти сигналы и реагировать на положительные сигналы положительным сигналом”, — сказал премьер-министр Никол Пашинян на недавнем заседании правительства, не вдаваясь в подробности каковы именно проявления этих “положительных сигналов”, исходящих из Турции на практике.
Декан факультета востоковедения ЕГУ, тюрколог Рубен Мелконян считает очевидным отсутствие изменений в поведении Турции и политике предусловий, поэтому он считает неуместным говорить о “позитивном сигнале”: “Позиция, которую Турция занимала в 1990-х годах, и сегодня имеет такую же позицию. Даже термины те же, просто, наверное, изменилось восприятие наших властей: тот негатив, который есть в турецкой политике пытаются воспринимать как позитивный”.
Наш собеседник напоминает о трех основных предварительных условиях Турции: проазербайджанское решение проблемы Арцаха, прекращение международного признания Геноцида армян и признание территориальной целостности Турции или Карского договора, а также прекращение претензий Армении, хоть и на символическом уровне.
“Турецкие предварительные условия и сегодня в повестке дня”, — говорит эксперт, напоминая о недавнем заявлении премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана об урегулировании отношений с Арменией, в котором президент Турции не сказал ни слова, о предварительных условиях, выдвинутых турецкой стороной ранее, но пожелал, чтобы “новое правительство Армении было положительным фактором для региона”.
Читайте также
По словам нашего собеседника, не нужно даже быть экспертом, чтобы понять, что Президент Турции очень четко повторяет три известных предусловия, немного меняя акценты. Дело в том, что, по их оценкам, ситуация в Арцахе изменилась и нормализация отношений с Арменией может быть в том случае, если Армения признает верховенство территориальной целостности других стран, то есть Армения признает территориальную целостность Азербайджана, включая Арцах: “Эрдоган также подчеркнул важность территориальной целостности Турции. Другими словами, Армения должна либо признать Карсский мирный договор, либо отказаться даже от мечты о притязаниях на землю. Эрдоган буквально сказал, что налаживание отношений с Арменией может быть в том случае, когда: “Армения прекратит враждебность основанную на прошлом и односторонние обвинения”. Если какой-либо неспециалист сможет интерпретировать слова Эрдогана иначе, чем намек на прекращение международного признания Геноцида армян, у него, вероятно, большое воображение”.
Рубен Мелконян недоумевает, какой положительный сигнал нашел во всем этом Никол Пашинян и поддерживающие его круги? Как специалист он заявляет, что в отношении и риторике Турции нет положительных изменений: “Возможно, изменилось восприятие наших властей, в связи с позитивным и негативным восприятием, и, возможно, международное признание Геноцида армян не является для них приоритетом, поэтому они не считают отказ от процесса негативным шагом, более того, они оценивают это как положительное”.
Если открытие границы с Турцией и установление дипломатических отношений, которые Армения должна получить, отказавшись от Арцаха, признав Арцах частью Азербайджана, отказавшись от факта Геноцида армян и национальной памяти, осознание исторической Армении, вне зависимости от того, проявляется в Севрском договоре или Согласно Карсскому соглашению, то все это Рубен Мелконян расценивает как утрату нашей идентичности, идентичности государственности ради открытых границ.
Наш собеседник напоминает, что ни одно правительство независимой Армении, независимо от различий в подходах и стилях трех президентов, не пошло на уступки по этому важному приоритету: “Мы ничего не добьемся, если это будет за счет нашей национальной коллективной памяти, национальных устремлений и Арцаха. Взамен на все это получить открытую границу с Турцией и считать это победой, наверное, это для понимания определенной группы людей”.
На вопрос, грозит ли нам в ближайшее время получить гражданство Азербайджана или Турции, как предлагал бывший посол Турции в Азербайджане, наш собеседник ответил: “На данный момент это звучит очень чуждо, потому что ни один здравомыслящий армянин не может согласиться стать гражданином страны, где армяне являются объектом ненависти, где даже пожилых армян обезглавливают только за то, что они армяне, примеры чего мы видели во время прошлой войны. Так что на данный момент я, конечно, исключаю такую возможность. Но, в то же время, я не говорю так уверенно, учитывая те реалии, у нас есть граждане, которые заявляют на площади: “пусть Алиев придет и уничтожит нас, лишь бы Кочарян и Серж Саргсян не пришли к власти”, есть люди, которые говорят, что Шуши турецкий город, есть люди, которые говорят, что Шурнух тоже турецкий, есть люди, которые даже на заседании правительства села называют азербаджанскими названиями, есть и люди, которые говорят — “Пусть гибнут и дети и матери, лишь бы не пришли бывшие”, даже в парламенте, депутат от правящей партии говорит адвокату Араму Вардеваняну, что не имеют право называть Эрдогана международным преступником … быть может, при таком мышлении перспектива стать гражданином Азербайджана или Турции в ближайшем будущем не будет столь чуждой. Но я все еще надеюсь, что люди с турецкими взглядами — меньшинство среди нас”.
Нелли ГРИГОРЯН