Немецкий юрист и политолог Карл Шмидт в своей работе пытался доказать, что парламентаризм и демократия, это совершенно разные вещи. Парламентаризм, это элемент либеральной концепции: он предполагает, что образованные, развитые люди с определенным уровнем благосостояния собираются и в свободной и предметной дискуссии обсуждают, принимают решения по тому или иному важному для государства вопросу. Демократия, это власть народа. По словам Шмидта, народ волей своего большинства может принять решение о любой форме правления и политическом режиме, включая отмену парламентаризма, и принять законное решение об установлении диктатуры. Конечно, это довольно спорное утверждение, открывающее дорогу любому произволу власти.
Однако следует учитывать, что эти произведения Шмидт писал в годы так называемой “Веймарской республики” в Германии (1918-1933), когда были проявления как парламентаризма, так и демократии, что, однако, не принесло счастья немцам. Кстати, полупрезидентская система, к возвращению которой некоторые в Армении призывают, во многом взята из опыта этой республики, что, по мнению многих знатоков государственного права, не лучший опыт. В этой системе, если президент не имеет большинства в парламенте, это ведет к хаосу, а если у него есть такое большинство, президент получает полномочия, которым позавидовал бы любой король.
Тот факт, что в Армении есть парламент, и даже то, что этот парламент избран в результате более или менее свободных выборов, не означает, что мы живем в условиях демократии. Особенно смешно, когда депутаты заявляют, что мы живем в условиях демократии, когда трое коллег этих депутатов находятся в заключении.
С другой стороны, в той же Германии демократически избранный парламент 1993-39 годов принял ряд законов, запрещающих евреям занимать государственные должности, а также работать в различных сферах (например, быть учителем или редактором газеты). Было ли это проявлением демократии? По словам Карла Шмидта, да, потому что избиратели дали такой мандат Рейхстагу. На мой взгляд, нет, потому что демократия, на мой взгляд, также предполагает определенные моральные нормы, которые не могут быть относительными, в зависимости от настроения большинства.
Читайте также
Эти сложные проблемы только на первый взгляд кажутся абстрактными. Без согласия Национального собрания — преследуя избранных депутатов, правительство Армении нарушает писаные законы. И если в законе (кстати, в законе, принятом легитимным парламентом) сказано, что всех оппонентов Пашиняна можно преследовать, будет ли это демократия?
Арам АБРАМЯН