В Армении должен начаться период Просветления
Что такое Просветление? Многие пытались ответить на этот вопрос, в том числе немецкий философ Иммануил Кант в его так называемой публицистической статье 1784 года. По его словам, просветление ознаменовано выходом человека из несовершеннолетнего возраста. Более того, он находится в этом состоянии по своей собственной воле, он не ребенок, но просто не смеет руководствоваться собственным умом, без указаний других или существующих стереотипов. Sapere aude! — Имейте смелость использовать свой собственный разум, — так Кант интерпретирует высказывание на латыни, которое, по его мнению, является девизом Просветления.
Более того, Просветление, по Канту, может быть только постепенным, эволюционным. “Посредством революции, — пишет он, — можно положить конец тирании и притеснению спекулянтов или проправительственных сил, но невозможно изменить образ мышления. Новые предрассудки, как и старые, станут ступенькой для глупой толпы”.
Эта немецкая версия Просветления, в отличие от французской, не провоцировала “глупую толпу” на решительные действия и наряду со страстным требованием полной свободы мысли предполагала определенную гражданскую дисциплину. Суть этого подхода в том, что если мы не используем свой мозг, а берем какие-то готовые “клише”, которые кладутся на “полки”, навязанные нам и сформулированные другими, то в чем разница эти стереотипы, предрассудки являются революционными, консервативными, либеральными, нацистскими или коммунистическими? Тем не менее, это “клише”, ограничивающие независимое мышление человека. Таким образом, просветление — это выход из стереотипов, форма мышления, которую, согласно Канту, можно воспитать, обучить, привить человеку.
Читайте также
Тоталитарные, диктатурные, авторитарные системы формируются под влиянием многих факторов, но “идеологически” также из-за несамостоятельного мышления. По крайней мере, так думала Ханна Арендт, немецко-американский философ ХХ века. Ее самая известная книга «Banality of Evil» “Банальность зла” или, возможно, “Обыкновенность” посвящена судьбе нацистского преступника Адольфа Эйхмана. По словам Арендт, он заслуживал казни в 1961 году в Израиле. Но философ считает, что Эйхман вовсе не был романтическим злодеем, он не был садистом по природе. Его проблема заключалась в примитивном, плоском, бесцветном мышлении, которое сделало его жестоким винтиком машины. Или, используя терминологию Канта, он жил предрассудками, которые служили двигателем толпы.
Зараженная нацистской идеологией и считающая нормальным каннибализм толпа, конечно, крайний случай. Нации обычно живут с более «повседневными» предрассудками, у каждого свои собственные. Но бывают моменты в истории любой нации, когда из-за драматических событий большинство этой нации оказывается во “тьме” и нуждается в периоде Просветления. У нас тоже были такие моменты, и в те периоды были такие благодарные люди, как Хачатур Абовян, Микаел Налбандян, Оганес Туманян, которые совершенно не идеализировали людей, не делали пустых комплиментов (“наши люди мудрые”), любили их такими какие они есть. И они пытались вывести на свет, выбраться из комфортного болота мифов.
Понятно, что у нас сейчас нет деятелей такого масштаба. Еще можно добавить, что в условиях государственности, однако, желательно, чтобы государство показало, что ему нужны такие люди. Дело не в материальных условиях, а в государственных интересах. Когда Таманян, Спендиарян, Сараджев, Сарьян пришли в разрушенную Армению, они определенно не ожидали утешения. Но эти люди доверяли пригласившему их на родину премьеру Александру Мясникяну, независимо от его политических взглядов. Когда представители нынешней администрации говорят интеллектуалам: “Мы вас унизили, поставили вас на колени, мы победили”, это, конечно, создает дополнительные препятствия для Просветления. Но также неправильно обижаться, молчать или убегать. Напротив, в таких условиях усилия просветления должны быть преумножены. Давайте называть вещи своими именами: Мы столкнулись с душевной катастрофой, которая представляет собой серьезную угрозу для государства. Способ предотвратить эту катастрофу — мотивировать человека использовать свой разум.
… В другой статье Кант заявляет, кто, по его мнению, является хорошим гражданином: тот, кто владеет собой – “sein eigener Herr”. Другими словами, он хозяин своей головы (и, следовательно, своего ума).
Арам АБРАМЯН
Газета «Аравот»