“Турция продолжает в одностороннем порядке держать границу закрытой, удерживая Армению в блокаде. Азербайджан уже достиг того, что периодически закрывает дорогу межгосударственного значения Горис-Капан. В этих условиях говорить обо всех этих проектах становится чем-то вроде поднятия тостов”, — собеседник “Аравот” – эксперт по Грузии Джони Меликян.
— Свой первый официальный визит после переизбрания премьер-министр Никол Пашинян совершил Грузию. Кстати, в 2018 году первый официальный визит Никола Пашинян был также в соседнюю Грузию. О чем это говорит?
— Этот визит и такое отношение к соседям в целом не новость. Сегодня, уже подчеркиваются отношения с Ираном и Грузией, которые имеют с нами добрососедские отношения, являются братским народом. Таким образом, делается попытка подчеркнуть эти отношения и дополнить их, внося в повестку дня новые направления сотрудничества.
— В 2018 году Никол Пашинян посетил Самцхе-Джавахк, встретился с представителями армянской общины и заявил, что между двумя странами формируются новые отношения, и заверил, что в действиях властей нет элементов сговора или провокации. В контексте довольно печальных результатов 44-дневной войны для Армении, как оценивать текущее и ожидаемое развитие событий?
Читайте также
— В новой реальности наши отношения с Грузией очень важны. При этом важно, чтобы эти отношения были предсказуемыми и взаимно заслуживающими доверия, на основе которых будет проводиться политика построения демократического государства, которое сближает нас и чем мы выделяемся в регионе. Эти отношения можно углубить, чтобы иметь более активное сотрудничество по различным вопросам повестки дня, иметь новые программы, например, инфраструктуру, сотрудничество в области энергетики.
— Вопросы региональных коммуникаций были в центре внимания визита Никола Пашиняна в Грузию. На совместной пресс-конференции по этому поводу премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил, что это хорошая возможность начать новую эру для Армении и армянского народа: “Я ознакомился с новым видением господина премьер-министра, которое связано только с развитием, с устойчивым развитием его страны и благополучием армянского народа. Конечно, карабахская война была тяжелым испытанием для нашего региона, но теперь, знакомясь с новым видением господина Премьер-министра, я верю, что этот вызов превратится в новую возможность. Возможность, которая принесет процветание Армении и армянскому народу”. Никол Пашинян добавил, что он получил голос на внеочередных выборах 20 июня, чтобы реализовать свои замыслы. Если перейти от дипломатического лексикона к общедоступному, о каких конкретных возможностях идет речь, тем более что Турция, а также Азербайджан, продолжают настаивать на известных предусловиях и своих амбициях.
— Это были дипломатические реверансы: грузинская сторона отметила, что они знакомы с программой нашего правительства, им были представлены ее приоритеты. Наше желание и добрососедский подход и интерес Грузии — разблокировать регион, чтобы были новые программы. Но… и это но — серьезный фактор: Турция продолжает в одностороннем порядке держать границу закрытой, удерживая Армению в блокаде, Азербайджан уже достиг точки регулярного закрытия межгосударственной дороги Горис-Капан. В этих условиях говорить обо всех этих проектах становится чем-то на уровне поднятия тостов. Азербайджан демонстрирует, что не заинтересован в том, чтобы Армения имела дороги, выходила из блокады, не говоря уже о том, чтобы она стала транзитной страной. Поэтому очень важно работать над проектом коридора Персидский залив — Черное море, который выгоден как Тбилиси, так и Еревану. В этом заинтересованы Китай и Индия, они могут оказывать давление на Азербайджан с разных площадок.
— Никол Пашинян говорит об эксплуатации армяно-турецкой железной дороги и автомобильных дорог, в то время как Турция строит новую железную дорогу, которая соединится с Нахичеванью через коридор из Сюника, таким образом получая прямое сообщение с Азербайджаном. О какой разблокировке речь, когда Армения оказывается в двойной изоляции?
— Турция, в свою очередь, держит границу закрытой: недавно лидеры двух стран, Армении и Турции, отправили друг другу мессиджи, и если Турция заинтересована в отношениях с Арменией, возможно, что-то может получиться. Здесь также может быть поднят вопрос Карс-Гюмри. Наконец, Россия заинтересована в разблокировании всей инфраструктуры в регионе и в работе армянской железной дороги, обеспечивая армяно-турецкое железнодорожное сообщение, которое позволит перевозить грузы. Напомню, что эта железная дорога передана в управление российской компании и есть все планы по ее перезапуску. И здесь очень важно, насколько Азербайджан будет вмешиваться в этот процесс, как мы видели в процессе футбольной дипломатии, когда они просто сорвали процесс. Если сегодня Турция готова отделить свои отношения с Арменией от отношений с Азербайджаном, тогда что-то возможно и получиться. Это откроет новую страницу в региональных процессах, и Турция не будет заинтересована в деструктивных шагах. Так как здесь присутствует еще и российский фактор, возможно и обеспечивание железнодорожного сообщения.
Здесь очень важно, чтобы все находилось под контролем России, потому что и железная дорога российская, и пограничники российские. Важно, чтобы это произошло не за наш счет, хотя я не думаю, что это произойдет. Важно предпринять четкие шаги для минимизации рисков, связанных с Турцией. Какие-то отношения должны быть, я пока не говорю о дипломатических отношениях, но понятно, что какие-то контакты надо начинать. Понятно, что все это не зависит от Армении. Правительство Армении закрепило идею стабильного региона в своей программе, им остается только встретиться, а не пытаться продвигать свои интересы и что-то делать за наш счет. Если они не пойдут на встречу, то и ни в армяно-турецких, и в армяно-азербайджанских отношениях на данный момент не стоит ждать какого-либо успеха, потому что и один, и другой пытаются извлечь из этой ситуации максимум как в территориальных, так и в других аспектах, получить то, чего они, возможно, и не достойны, например, выдвигается вопрос Зангезурского коридора. Важно, чтобы наше правительство проводило четкие красные линии и работало над тем, чтобы стать транзитной страной.
Интервью Нелли ГРИГОРЯН
Газета «Аравот»
10.09.2021 г.