В ходе последнего правительственного часа в парламенте премьер-министр Армении, фактически, заявил, что азербайджанские военные (таможенники, пограничники, неважно, как их называть), имеют право останавливать едущие из Ирана машины и брать с них «пошлину», проверять грузы, арестовывать водителей. Основанием для подобных действий, по словам премьера, является то, что данные участки дороги принадлежали Советскому Азербайджану. Согласно картам последних советских лет, некоторые отрезки дороги Горис-Капан действительно входили в состав Азербайджанской ССР и продолжались на территории Армянской ССР. Если действовать по такой логике, то современные Армения и Азербайджан должны построить несколько таможенных пунктов на трассе, что, естественно, является абсурдом.
Давайте попытаемся отказаться от эмоциональных оценок и понять, какие последствия может иметь подобный подход наших властей. Во-первых, рассмотрим вопрос с точки зрения отношений Армения — Иран. Если подобные действия Азербайджана станут носить регулярный характер, то иранские компании будут думать над целесообразностью отправки и получения грузов по данной дороге. Другие, обходящие пути сейчас труднопроходимы для грузовых машин (если не говорить о том, что непроходимы вообще).
Конечно же, должна быть построена альтернативная дорога. Но специалисты говорят, что для этого нужны десятки миллионов долларов и как минимум три года — если начать строительство сегодня. Как же будут выполнятся грузоперевозки с Ираном в ближайшие три года (а может и больше)? На мой взгляд, помимо повестки дня по демаркации и делимитации необходимо начать переговоры с участием Армении, Азербайджана, России и Ирана с целью обеспечения беспрепятственного движения армянских и иранских транспортных средств по этой трассе. Демаркацию и делимитацию также в будущем необходимо провести, однако это длительный процесс , для которого нужны годы, и стороны, кажется, еще далеки даже от начала подобной работы.
Но с точки зрения более далекой перспективы пока что действующая дорога продолжает представлять опасность, и будут использоваться другие коммуникации. Это, в свою очередь, боюсь, будет иметь негативные экономические последствия. Если наши населенные пункты будут отрезаны от основной трассы, то это повлияет на экономическую активность. Возможно, учитывая этот факт, министерство экономики (возможно, вместе с европейскими партнерами) должно разработать специальные программы для этих населенных пунктов.
Читайте также
Одним словом, ситуация сложная. Интересно, осознают ли это наши власти, из-за которых сложилась такая ситуация?
Арам АБРАМЯН