Это народ, который не ценит культуру, не создает культуру и не сохраняет ее.
Собеседница «Аравот» — министр образования, науки, культуры и спорта Арцаха Лусине Караханян, которая недавно побывала в Ереване для участия в конференции “Международная религиозная свобода и мир”, организованной в Первопрестольном Святом Эчмиадзине. В принятом последним коммюнике, кстати, содержится призыв к Азербайджану немедленно и беспрепятственно допустить международных экспертов и наблюдателей в Арцах.
— Г-жа Караханян, в оккупированных населенных пунктах Арцаха, Азербайджан продолжает уничтожение и присвоение памятников армянской культуры. Что осталось в руках врага и чего вы ждете от международного сообщества в этом вопросе?
— Поскольку 44-дневная война была полна неожиданностей (в отрицательном смысле этого слова), нам не удалось взять образцы практически из всех музеев. Шуши был для нас непобедим. Мы не думали, что он падет. 12 музеев остались под контролем врага: десять — государственных, два — частных, около 21000 экспонатов, которые представляют собой целую цивилизацию, историю, духовное и культурное наследие. Если международные структуры и структуры занимающиеся сохранением духовно-культурного наследия, не смогут нас поддержать, мировая цивилизация также окажется под угрозой. Этот вопрос должен стать вызовом для цивилизованного мира.
Читайте также
— Основатель Шушинского музея ковров Вардан Асцатрян говорил, что коллекция музея все еще находится в Ереване, и необходимы соответствующие условия для хранения. Какое решение проблемы есть у правительства Арцаха?
— Во время войны музей ковров был эвакуирован на государственные средства, но только часть экспозиции. Ковры сейчас находятся в Национальном Музей-Институе Архитектуры имени Александра Таманяна. Ковры остались в хранилище Шушинского музея. Сохраненные ковры в надежном месте. Мы предложили господину Асцатряну выделить место в Арцахе и распределить расходы на содержание. Мы пока не получили ответа, но мы сделали предложение.
— Есть ли какие-то международные рычаги для сохранения армянского музейного фонда, перешедшего под контроль Азербайджана? Если да, то как их использовать?
— Думаю, нет. Мы пытались что-то сделать с помощью миротворческих сил. Мы предложили обменять работы некоторых азербайджанских художников, которые мы сохранили после первой войны, но Азербайджан не согласился. Это люди, которые не ценят культуру, не создают и не сохраняют культуру. Судьба галерей и музейных экспонатов неизвестна.
Луиза СУКИАСЯН
Газета «Аравот»