Планы Эрдогана выступить на сочинских переговорах с позиции силы, испарились
Еще не удостоенный встречи с президентом США, несколько оскорбленный президент Турции, недавно принял Президент Российской Федерации. В последние дни Владимир Путин был в самоизоляции, потому что вокруг него были обнаружены люди, инфицированные коронавирусом. С учетом того, что он сделал исключение для встречи с Эрдоганом, следует сделать вывод, что вопросы российско-турецкой повестки дня необходимо было обсуждать незамедлительно. Судя по фотографиям встречи Путина и Эрдогана на сайте Кремля, президент России явился на встречу со своим турецким коллегой с большой стопкой бумаг.
Перед встречей российская сторона заявила, что послевоенная ситуация на Южном Кавказе, а также в Сирии, Ливии и Афганистане также включена в повестку дня регулярных российско-турецких переговоров. Эрдоган заявил в Сочи, что совместные шаги России и Турции в Сирии имеют большое значение, и что мир в регионе зависит от отношений между двумя странами: “Совместные шаги России и Турции по сирийскому вопросу имеют большое значение”. Между тем, всего за день до следующих российско-турецких переговоров министр обороны Турции Хулуси Акар раскритиковал российские власти за недавние авиаудары по Идлибу, отметив: “Мы верны положениям меморандума, подписанного с Россией, и выполняем их со всей точностью. Несмотря на это, количество авиаударов, нанесенных Россией по Идлибу, в последнее время значительно увеличилось. Мы заявили, что это не соответствует положениям двустороннего меморандума. Переговоры по этому поводу все еще продолжаются”.
Интересно, что Эрдоган накануне переговоров с Путиным объявил, что на встрече будет принято очень важное решение, но не уточнил, о чем идет речь. Аналитики прогнозировали, что стороны, скорее всего, договорятся о новом соглашении о приобретении российского оружия. Об этом на днях заявил Эрдоган в интервью американской CBS: “Анкара намерена приобрести вторую партию российских С-400. Никто не сможет вмешаться и диктовать нам, какие системы обороны покупать и в какой стране. Никто не может повлиять на это, мы единственные, кто решает”.
Читайте также
Следует отметить, что сочинские переговоры были очень важны для Эрдогана, потому что, несмотря на формат переговоров, вместе с Эрдоганом в Сочи прибыли глава турецкой национальной разведывательной организации Хакан Фидан, а также его главный советник и пресс-секретарь Ибрагим Калн, который считается важной фигурой в правящей элите. Однако Путин был подготовлен к встрече с Эрдоганом, и планы Эрдогана принять участие в следующих российско-турецких переговорах с позиции силы испарились. Русские ответили на недавние турецкие провокации в Сирии нанесением ударов по северо-востоку Сирии, и есть разумные подозрения, что русские координировали эти удары с американской стороной.
Судя по тому, что Путин и Эрдоган не предстали перед СМИ после российско-турецких переговоров в Сочи. Более того, Эрдоган, возвращаясь в Турцию, решает разрешить освещение заранее запланированного брифинга с журналистами на следующий день, только во второй половине дня 30 сентября. Таким образом, можно предположить, что либо стороны предпочли не говорить публично о результатах переговоров в Сочи, либо значимых результатов просто нет, российско-турецкая полемика сохраняется. Напомним также, что перед встречей с Путиным Анкара подтвердила неизменную позицию Турции по Крыму. 22 сентября Эрдоган заявил с трибуны Генассамблеи ООН, что не признает Крым в составе России: “Считаем важным сохранить территориальную целостность и суверенитет Украины, включая территорию Крыма, аннексию которой мы не признаем. Мы должны приложить больше усилий для защиты прав крымских татар”.
Возвращаясь к заявлениям Путина в Сочи, напомним, что накануне встречи Эрдоган публично заявил, что намерен обсудить с Путиным возможную нормализацию армяно-турецких отношений, подчеркнув, что для прогресса Армения должна предпринять видимые шаги к открытию “Зангезурского коридора”. Однако интересно то, что Путин, принимая гостя, не говорил об армяно-турецких отношениях, даже не упомянул название Нагорного Карабаха. Иными словами, “Зангезурский” аппетит Эрдогана в Сочи не был удовлетворен. Однако, говоря о находящемся в Агдаме российско-турецком мониторинговом центре, который следит за соблюдением режима прекращения огня, Путин представил его как центр, расположенный на армяно-азербайджанской границе: “Российско-турецкий центр контроля за прекращением огня на армяно-азербайджанской границе функционирует эффективно”. Путин также добавил, что активная деятельность этого центра в регионе является “серьезной гарантией стабильности и возможного примирения сторон конфликта.
Заявление Путина абсурдно, поскольку российско-турецкий центр призван контролировать режим прекращения огня в Нагорном Карабахе. Может быть, есть российско-турецкие договоренности и документы по ситуации на армяно-азербайджанской границе, о которых мы не знаем, что Путин уже упоминает «Армения-Азербайджан» во время встречи с Эрдоганом. В этом смысле заявление Путина, мягко говоря, непонятно. Кроме того, с каких пор Путин считает неизменную позицию Анкары по дальнейшему навязыванию условий Армении “серьезной гарантией примирения”? Это тоже странно. Понятно, что Путин добился своей цели: в Нагорном Карабахе размещены российские миротворцы, и теперь, чтобы не обидеть Анкару, он иногда может упоминать совместный российско-турецкий центр, но на самом деле Путин знает, насколько Анкара и Баку недовольны присутствием российских миротворцев в Нагорном Карабахе. Алиев неоднократно публично заявлял, что их полномочия не определены.
В целом Путин и дальше будет углублять отношения с Анкарой и Баку в соответствии с интересами Москвы, что не всегда будет совпадать с интересами Армении, более того, интересы стратегического союзника РФ Армении не принимают во внимание и даже не упоминаются в Москва. Пропагандистская линия Кремля уже год остается неизменной: “Армения виновата в 44-дневной войне”, “армяне потеряли честь”, и мы продолжим нашу “торговлю” с Анкарой и Баку. Кстати, президент Азербайджана Ильхам Алиев недавно заявил российской газете “Национальная оборона”, что Азербайджан будет развивать военно-техническое сотрудничество с Россией и подал заявку на новые образцы российского оружия. “С Россией ведется хорошая работа по всем направлениям, в том числе военно-техническим”, — сказал он, добавив, что азербайджанская сторона уже подала ряд заявок. Напомним, что Азербайджан считается одним из крупнейших покупателей российского вооружения, в последние годы он закупил у России оружия, в том числе наступательного, и боеприпасов на несколько миллиардов долларов. За десять лет до 44-дневной войны 2011-2020 гг. по данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), Азербайджан импортировал в 8,2 раза больше оружия, чем Армения, две трети из которых Баку получил от России и Беларуси, входящих в ОДКБ. Отметим, что Москва не опровергла вышеупомянутое заявление Алиева, а это означает, что “бизнес” в российской военной сфере продолжится с Алиевым, который, кстати, требует от Москвы не вооружать Армению.
Вдобавок к этому новая заявка о сотрудничестве… Россия выразила готовность укреплять военное сотрудничество с Пакистаном, важным союзником Азербайджана. Об этом заявил заместитель министра обороны России Александр Фомин после заседания Российско-пакистанского военного консультативного комитета по обороне и безопасности: “В ходе переговоров были положительно оценены развивающиеся двусторонние отношения в военной сфере и подтверждено стремление максимально эффективно использовать имеющийся потенциал для укрепления военного сотрудничества”.
Действительно “завидная” атмосфера для Армении… Наши “друзья” и противники оказались в одной лодке.
ЭММА ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»