Вторая карабахская война раскрыла карты, и все стали играть открыто. Такое мнение сегодня в клубе «Зеркало» высказал экс-премьер-министр Армении Хосров Арутюнян. По его словам, это не только страны региона, но и внерегиональные — Израиль, Великобритания, США, Евросоюз, Пакистан.
«К сожалению, не было предпринято никаких необходимых усилий для предотвращения возможного военного развития. Очевидно, что результаты второй арцахской войны никого не устраивают. Не удовлетворена Турция, потому что, де-факто, де-юре она выпала из процесса достижения краеугольных соглашений.
Турция не участвовал в соглашении от 9 ноября, а России удалось достичь прекращения огня исключительно благодаря собственному военно-политическому влиянию. «Турция ожидала большего, чем получила. Хотя следует отметить, что влияние Турции в регионе сегодня больше, чем было до 27 сентября, тем не менее, это не то, чего хотела Турция».
По словам Хосрова Арутюняна, Иран тоже недоволен: Тегеран совершил ошибку, пытаясь занять нейтральную позицию в этой войне. «Мы вступаем в новую фазу регионального развития. В результате Второй арцахской войны статус-кво, как таковой, не сформировался.
Геополитическая ситуация нестабильна, потому что не все заинтересованные стороны довольны достижениями. После войны страны-победители постоянно проводят учения. Они показывают свои мускулы, явным образом демонстрируя амбиции».
Хосров Арутюнян убежден, что цель Турции — вытеснить Россию из региона и изолировать Иран. Основная цель – перекрыть доступ Ирана к Черному морю через Армению. «Если Иран лишится доступа через Армению, то он будет вынужден выходить к Черному морю через Турцию, что для Ирана крайне сложно».
Читайте также
Хосров Арутюнян считает, что создавшаяся ситуация крайне опасна, и неосторожный шаг или высказывание могут вызвать бурю в регионе, поскольку Турция перебросила военную технику на границу с Ираном — в ответ на переброску иранской военной техники на границу с Нахиджеваном.
Тем не менее, Хосров Арутюнян считает, что Турция осознает черту, за которую нельзя переходить, и Россия не будет сидеть сложа руки и наблюдать. «Она не может допустить, чтобы на ее южных границах происходили процессы, напрямую не считаясь в ней».
По словам Арутюняна, термин «Мегринский коридор» Азербайджаном и Турцией был сознательно введен в обращение, чтобы это понятие постепенно проникло в сознание международного сообщества. Термин «Лачинский коридор» используется в трехстороннем заявлении от 9 ноября, однако когда речь идет о соединении регионов Западного Азербайджана с Нахиджеваном, то используется термин «транспортные маршруты». Это не случайно. Коридор имеет экстерриториальный статус. Иными словами, статус коридора отличается от обычного. Весь вопрос в том, согласимся ли мы с турецко-азербайджанской концепцией превращения его в экстерриториальную территорию или нет. И это беспокоит Иран. «Иран прекрасно понимает, что для Ирана Армения — лучший выход к Черному морю, следовательно,это лучший вариант для выхода на европейский рынок, он абсолютно безопасен с точки зрения политики и геополитики, поэтому Иран не может и не собирается сдаваться».
По словам Хосрова Арутюняна, сегодня Мегри стал одним из глобальных геополитических центров.
Лусине БУДАГЯН