Интервью «Аравот» с историком и бывшим дипломатом Жирайром Липаритяном, который был спецпосланником бывшего президента Армении Левона Тер-Петросяна на переговорах по арцахскому урегулированию. Недавно был опубликован доклад «Карабахская война 2020г. будущая внешняя политика и политика безопасности Армении. Чистый лист», одним из соавторов которого являтся г-н Липаритян.
Изучив те просчёты, которые привели к поражению в это войне, в докладе есть следующее утверждение: «Опасно всю вину возлагать на одного человека и на его партию, когда проблемы намного сложнее и когда катастрофа созревает уже больше двух десятилетий».
-Господин Липаритян, у всех людей, которые правили Арменией два десятилетия, были проблемы с легитимностью, и они просто не были уполномочены решать арцахский вопрос. Эту легитимность имел лишь нынешний лидер – Никол Пашинян, который не только не решил арцахский вопрос, но и по некоторым утверждениям, своими заявлениями даже спровоцировал войну. Так не является ли это ваше утверждение попыткой снять с него ответственность?
— Не думаю: я достаточно писал и говорил о той доле ответственности, которая касается премьер-министра и его партии. В этом нет никаких сомнений. Речь идет о прямой ответственности, ответственности касательно некоторых слов, а также о глубокой ответственности, которая немного отличается. Во-первых, с точки зрения легитимности эти выборы — легитимный лидер или нет, я не думаю, что там особо обсуждался Карабахский вопрос, кандидаты имели настолько разные подходы, что народ пошел на это. То есть, в случае с избранием Пашиняна то же самое: не было большой дискуссии, не было разговоров, решит он вопрос или нет. Это во-первых.
Во-вторых, подготовка к этой войне шла более двух десятилетий. Так что не было вопроса касательно того, куда мы идем. И это было уже очевидно даже в заявлении Тер-Петросяна об отставке или — в его статье. И после этого все было ясно: и он, и я, и другие все время твердили, что это приведет к войне. Когда идешь за невозможным и даешь людям уверенность в том, что все хорошо, время работает на нас, в любом случае мы сможем победить: ответственность за это идет с самого начала от Никола Пашиняна и его партии.
Читайте также
— В ходе войны, в беседе с Карнеги Европа вы сказали следующее: «Россия и Турция воспользуются этим или следующим этапом военных действий. Если и есть кто-то, кто навяжет мир, то это будет за счет армян, как это было на протяжении всей истории». На Ваш взгляд, Ваш прогноз стал реальностью?
— Я думаю, что да. И не только этот прогноз, но и многие другие. Например, я писал, что когда начнется война, Россия не будет вмешиваться до тех пор, пока нож не окажется у нас в горле, и нам не придется ехать в Москву, чтобы остановить войну, и тогда мы примем условия, которые будут хуже чем то, что нам предлагали ранее. И я отнюдь не единственный, кто сделал такой прогноз. Я просто вдался в подробности. Это было ясно, не нужен особый талант, чтобы сделать такой прогноз, всего лишь нужно видеть реальность, не быть несведущими или притворятся ими, чтобы игнорировать явные вещи и жить мечтами.
— В докладе, в части предложений, повторяется тезис, согласно которому, «для того чтобы понять и оценить политику Азербайджана и Турции, необходимо открыть с ними прямую линию связи, желательно — конфиденциально». Очень даже открытым образом, но не так прямо, а при посредничестве Грузии, правительство Армении предпринимает эти попытки. Это то, чего Вы хотите или есть дополнения?
— Ну, в целом, речь о желании начать диалог как с Турцией, так и с Азербайджаном. Меня беспокоит то, что любой разговор должен быть хорошо подготовлен. Это во-первых. То есть, повестка дня должна быть уточнена, должно быть понимание того, в чем трудности, как можно решить какие-то вопросы, к примеру те же встречи президента, премьер-министра. И во-вторых, мы должны предстать там, основываясь на реальности. Иными словами, не будем пытаться решать проблемы, которые невозможно решить. Не будем пытаться предлагать решения, которые мы пробовали 30 лет и ничего не вышло. Однако мы должны видеть, что возможно и что нам нужно. Наша беда до войны была именно в этом: вместо того, чтобы идти за тем, что нам нужно, мы пошли за тем, о чем мечтаем. И вопрос сейчас в этом. Меня беспокоит то, что необходимо хорошо подготовиться и во-вторых то, чтобы наша сторона представила реалистичные подходы.
— В докладе есть такое предложение: «Пересмотр стратегии безопасности, включая поиск новых альянсов». В каком блоке на Ваш взгляд Армения может решить свои проблемы безопасности?
— Ну, эта идея в основном исходила от наших экспертов, и мы согласились, что надо над ней подумать. У нас, у авторов, нет особых вопросов, предложений, касательно кандидатов. Есть возможности, которые необходимо изучить. Вы знаете, одна из целей «Чистого листа» состоит в том, что есть вопросы, которые нужно задавать и получать ответы, вопросы, которые нужно задавать и думать над ними: государство должно думать — специалисты, оборона, МИД, премьер-министр должны думать. Есть много вопросов, которые необходимо изучить.
Беседу вела Анна ИСРАЕЛЯН