Как известно, ярые большевики, оказывавшиеся в ГУЛАГе в 30-е годы прошлого века, были уверены, что «товарищ Сталин ничего не знал», что доносы на них были отправлены в НКВД и что жестокие сотрудники данного учреждения «шьют» дело и пытают людей, но если «товарищ Сталин» вдруг об этом узнает, он накажет виновных, и справедливость восторжествует.
Именно так построена авторитарная и тоталитарная власть. Наверху сидит «правитель», «царь», действия которого обсуждению не подлежат. Он выше всех систем и институтов, включая партии, парламент, суды и правоохранительные органы. Если «простой человек» будет услышан «царем», то его жалоба дойдет до адресатов, и, возможно, «царь» решит наказать своих несправедливых или неосторожных подчиненных, выполняя «волю народа».
Многочасовые эфиры Владимира Путина в основном об этом. Микрофон предоставляется «рядовым гражданам», они выражают свои претензии местным властям, а «царь», за две минуты вникнув в суть дела, поручает решить вопрос «обычного гражданина».
Путин выступает с посланием Федеральному совету и поручает принять тот или иной закон. Депутаты обеих палат на самом деле не являются законодателями, это путинские «бояре», придворные, которые назначаются для исполнения воли «царя».
Читайте также
То же самое сегодня происходит и в парламенте Армении. Многие мои коллеги в качестве мишени выбрали спикера НС Алена Симоняна — за разработку антидемократических законов. Но он всего лишь один из главных придворных, который вместе с группой придворных, именуемой «ГД», исполняет волю «царя». По той же логике премьер на заседании правительства распоряжается арестовать кого-то или во время встречи с правоохранительными органами дает указание расследовать то или иное дело.
В случае такой системы победа в войне полностью зависит от первого лица, как в случае с Алиевым. Слышали ли вы имя какого-нибудь азербайджанского генерала, который хорошо руководил войсками во время последней войны и именно он выработал правильную тактику? И наоборот, в поражении виноваты все, кроме первого лица. Сторонники Пашиняна утверждают, что виноваты генералы, которые неверно доложили верховному главнокомандующему.
Уверен, что сформированная правительством так называемая «следственная комиссия» придет к такому же выводу. Конечно, может прозвучать логичный контраргумент: будьте настолько компетентны и умелы, чтобы вас не смогли дезинформировать. Но такой контраргумент не имеет силы в авторитарной системе. Царь не должен быть компетентным — он должен просто править.
Арам АБРАМЯН