Проект поправок к Закону о СМИ, соавтором которого является депутат от ГД Артур Ованисян, получил положительное заключение в комиссии НС. Согласно предлагаемым поправкам, СМИ будут нести ответственность в случае перепечатки новостей из неидентифицированных данным проектом источников и фейковых сайтов. Кроме того, СМИ, не могут пройти аккредитацию в государственных органах, если нет информации о его владельце, не публикуется их годовой финансовый отчет и не имеется идентификация. Депутат заявил, что этим хочет оздоровить медиа-поле.
В ходе заседания Артур Ованнисян сказал, что проект обсуждался с медиа-организациями.
В беседе с Aravot.am председатель Комитета по защите свободы слова Ашот Меликян сказал, что у них была лишь одна встреча с автором, сказал, что предлагаемые изменения недопустимы и что они будут бороться против их внесения до конца. Изначальная версия проекта была намного проблематичней. «Мы устали утверждать, что цитирование анонимных источников является обязательным, особенно для журналистов-расследователей. Они не согласились. В конце концов, они изменили это слово на «неидентифицируемый источник», но мы сказали, что это почти то же самое, этим ситуацию не спасаете. Мы посоветовали: если не слушают нас, пусть, по крайней мере, отправят в Совет Европы, и они отправили проект на рассмотрение в Совет Европы. Получили отрицательное заключение, и это стало серьезным основанием для того, чтобы пересмотреть подходы в законопроекте и не запрещать законом цитирование неидентифицируемых источников. Мы с самого начала говорили, что технологии развиваются, с помощью этих технологий совершается много грязных дел, в этом случае, почему вы запрещаете СМИ, пусть берут из неидентифицированного источника и несут ответственность за распространение данной информации? Это будет в соответствии с международными нормами. Другими словами, СМИ уже на себя берут ответственность за распространение информации, имеющей общественное значение».
На вопрос, направлено ли это урегулирование на улучшение медиа-поля, или ситуация усложнится и создаст новые проблемы для СМИ, Ашот Меликян ответил. «Полагаю, что СМИ, считающие себя ответственными и квалифицированными, не должны видеть здесь никаких проблем, потому что, если мы изучим текущую практику, то увидим, что СМИ пытаются спрятаться за анонимным источником и не берут на себя никакой ответственности, распространяя дезинформацию или фейковые новости. Мы являемся свидетелями всего этого. Это действительно наносит намного больший ущерб информационному полю. Распространение дезинформации в обществе вообще недопустимо. СМИ не теряют возможности продолжать пользоваться источниками, которыми пользовались раньше. Ведь не говорят, проверьте домен, сразу видно, что это фейковый пользователь, либо это неидетифицированный источник Telegram-канала. Если информацию, которую СМИ берут из неидентифицированного источника, они считают, что она имеет общественное значение и публикуют, беря на себя ответственность, то в чем проблема? Я не вижу проблемы в такой формулировке. Тем более, что это международная практика. Кто-то должен нести ответственность за распространяемые новости? Получается, что процесс идет в направлении создания лучшего и более ответственного медиа-поля. Каждая из наших платформ, которая не хочет сообщать какую-либо информацию о себе, которая не общается со своей аудиторией, и сообщает информацию оппозиционным СМИ, заявляет, что платформ очень много и что они не работают в сфере права. «Теперь это все в большей степени для платформ такого типа, чтобы они работали в профессиональной и правовой сфере и, пользуясь свободой пользоваться всеми источниками, будут также нести ответственность за то, что они распространяют».
Читайте также
Что касается требования о представлении финансового отчета, согласно которому не представившим этот отчет будет запрещена аккредитация, то в проекте есть проблемы. Например, вы можете перерегистрировать или снова аккредитовать СМИ изменив одну букву и сказав, что год не закончился и вы не можете представить отчет. В связи с этим Ашот Меликян отметил: «Я не знаю, почему мы больше думаем о том, чтобы обойти закон, чем о его соблюдении? Что ж, нарушайте закон, но по большому счету в действующем законе тоже имеется требование, в частности, для печатных СМИ, которые должны были представить финансовые потоки к 31 марта. Онлайн-СМИ практически вне этого требования. Финансовая и имущественная прозрачность — это международно признанная норма. СМИ должны быть честны со своей аудиторией, они должны честно сказать: меня финансирует тот или иной политик или политическая сила. Они хотят финансироваться известным политиком или политической силой, но позиционировать себя независимыми: так не бывает, нельзя, это аморально».
По словам Ашота Меликяна, это положение уязвимо в любом случае. «Некоторые положения об аккредитации не сформулированы в законе, но они хотят, чтобы государственный орган сам определял свои правила. Это позволяет бюрократам использовать непрофессиональный подход и подстраивать аккредитацию журналистов и свою деятельность личным прихотям. Мы очень критически относимся к этому положению. Но власти не склонны слушать критику».
Комитет по защите свободы слова представит свои поправки и будет последовательным в вопросе изменения проекта.
Рипсиме ДЖЕБЕЖЯН