На финансирование науки в Армении в 2022 году, согласно одобренному правительством проекту бюджета, будет выделено около 27,88 млрд драмов. При этом на целевые научные и научно-технические исследования в сфере обороны посредством Военно-промышленного комитета Министерства высокотехнологичной промышленности будет выделено 5,23 млрд драмов. 22,65 млрд драмов будет выделено на финансирование программ в сфере науки посредством Комитета науки Министерства образования, науки, культуры и спорта.
Еще 2,5 млрд драмов внебюджетных средств Комитет науки получит в рамках грантовой программы при посредничестве ЕС. То есть, общий бюджет Комитета составит 25,15 млрд драмов, а общий бюджет научных исследований, включая целевые исследования для нужд обороны — 30,38 млрд драмов.
Таким образом, по линии Комитета науки рост финансирования в 2022 году (25,15 млрд) по сравнению с заложенной в бюджет суммой на 2021 год (13,7 млрд в начале года) составит 83,5%, а по сравнению с фактическими затратами на науку в 2021 году – 60,2% (15,7 млрд драмов), поскольку в течение 2021 года на реализацию научных программ было выделено дополнительное финансирование.
Как отметил заместитель председателя Комитета науки Артур Мовсисян, это беспрецедентный рост финансирования науки в Армении за последние годы.
Благодаря этому росту со следующего года запланирован также рост зарплат ученых. Так, базовая зарплата заведующего лабораторией составит 350 000 драмов (не считая тех доходов, которые он может иметь при участии в конкурсных программах).
По словам Артура Мовсисяна, ощутимый рост финансирования науки наблюдается с 2019 года (в конце 2019 года в бюджет 2020 года было включено дополнительно 1,5 млрд драмов). При этом растет доля финансирования конкурсных программ, а не базового.
Примечательно, что в 2021 году из-за последствий войны и эпидемии ковида правительство Армении было вынуждено пойти на сокращение финансирования всех сфер, в том числе из бюджета науки была вычтена сумма в 780 млн, но с середины года было добавлено 2 млрд 780 млн драмов. «Фактически, сокращенные из других сфер финансы были направлены на науку, и наш бюджет вырос, несмотря на экономический спад в стране. Это проявление политической воли», — сказал Артур Мовсисян.
Читайте также
В 2021 году Комитет науки реализовал ряд ключевых программ, успехи которых и позволили обратиться в правительство за новым увеличением финансирования. «У этого правительства есть один принцип: они не говорят, что денег нет. Говорят, представьте программы, обоснуйте их, и мы найдем финансы. Мы представили на одобрение правительства ряд программ на 2022 год, и необходимая для их реализации сумма была включена в бюджет 2022 года», — сказал он.
Итак, в 2021 году уже реализованы или в процессе реализации следующие конкурсные программы:
1. Увеличено тематическое финансирование. Сначала было запланировано финансирование 170 тем, затем добавили еще 50.
2. Гранты, нацеленные на прикладной результат. Эта программа была объявлена еще в 2020 году, сроком на два года, и в этом году новый конкурс не планировался. Однако, понимая важность прикладных разработок, в 2021 году было принято решение провести еще один конкурс, а срок увеличить на год. То есть, сделать по схеме 2+1, где 2 года отводится на разработку, а год – на коммерциализацию полученных результатов. Вопрос коммерциализации будет решаться через «Центр передачи технологий», создаваемый в министерстве экономики.
3. Исследования двойного назначения. Опять же в прошлом году был объявлен конкурс на подобные исследования сроком на 2 года, и в этом году решили его снова объявить с учетом нужд военной промышленности. Конкурс проводится совместно с Военно-промышленным комитетом. Комитет науки оценивает научную составляющую этих программ, а военно-промышленный комитет – их приоритетность.
4. Программа создания и укрепления научных групп. В 2020 году Комитет науки реализовал две программы: создания и укрепления научных групп. В первой программе могли участвовать молодые ученые, защитившие диссертацию 2-7 лет назад, во второй программе — ученые, защитившиеся 7-12 лет назад. Эти грантовые программы были скопированы с грантовых проектов European Research counsil (ERC), которые составляют часть крупнейшей программы ЕС «Горизонт 2020». Тем самым армянские ученые, участвуя в местном конкурсе, обретают навыки для подачи заявок на зарубежные гранты.
Но эти две программы оставили за бортом некую прослойку ученых в возрасте до 40 лет, которые защитили диссертацию раньше указанных сроков. По словам Артура Мовсисяна, эта несправедливость возникла из-за того, что данная программа не была реализована ранее. Поэтому было решено провести еще один конкурс для всех ученых в возрасте до 40 лет, которые соответствуют международным критериям ведущего исследователя (Principal investigator, PI). Таким образом, в этом году дополнительно 16 научных групп получили финансирование по данной программе, в прошлом году было профинансировано 19 групп. Далее конкурс будет проводиться раз в три года, что обеспечит последовательное продвижение молодых ученых и создание новых научных групп.
5. Программа передовых исследований, направленная на поддержку ученых в возрасте, которые имеют хорошую академическую траекторию за последние 10 лет. Это беспрецедентная за всю историю Комитета науки программа, финансирование которой составляет 156 млн драмов (≈$323 000) на 5 лет. Группа может состоять из 6-7 человек, как минимум двое из них должны быть молодые ученые. Зарплата руководителя группы может составить 500 000 драмов в месяц, средняя зарплата членов группы – 300 000 драмов. Еще двое молодых ученых, скажем, студентов магистратуры, могут быть включены в группу и со второго года и далее, при этом для новых студентов будет выделено новое финансирование.
Цель данной программы – трансфер научных знаний. Большинство экспертиз в рамках данного конкурса были проведены за рубежом.
6. В 2020 году была полностью изменена программа аспирантов и молодых соискателей. Аспирант получает в дополнение к стипендии в 60 000 драмов еще 150 000 драмов в месяц в течение 3-х лет, его руководитель –50 000 в месяц плюс иные расходы, чтобы аспирант не стал грузом для института. Хотя он может быть зачислен и в штат, а также участвовать в двух конкурсных программах, и тогда его доходы будут сравнимы с доходами начинающих программистов. Одна из целей данной программы – остановить отток молодых научных кадров, которые в основном уходят в сферу ИТ.
Как отметил заместитель председателя Комитета науки, по программе аспирантов и соискателей нет никаких ограничений в количестве заявок, надо только, чтобы научная тема соответствовала определенным критериям. Однако в прошлом году по данной программе было всего 11 аспирантов и соискателей, в текущем году было подано 42 заявки, из них конкурсный отбор прошли только 29.
7. На 1 млрд драмов был объявлен конкурс на приобретение нового оборудования.
На 2022 год, как сообщил Артур Мовсисян, запланированы 4 новые программы, которые непосредственно направлены на использование потенциала армянской диаспоры:
1.Обучение за рубежом по программе PHD в течение 6-36 месяцев с обязательным условием возвращения. Государство выбирает место обучения и профессии, по которым хочет подготовить специалиста за границей.
2․ Постдокторантура (postdoc) за рубежом. Опять же государство выбирает место и специальности.
Конечно же, по данным двум программам актуальны те специальности, по которым в Армении традиционно не сложились школы, скажем, общественные науки или новейшие отрасли. Вопрос специальностей пока обсуждается.
«Какова здесь роль диаспоры? Понятно, что первые, к кому мы обратимся для приема к себе наших студентов – это известные ученые армянского происхождения. У них нет своего финансирования для содержания студентов из Армении, но если Армения будет оплачивать содержание этих студентов, то для них они станут дополнительными «рабочими руками»», — пояснил Артур Мовсисян.
3. Remote PI — удаленный руководитель. Если ученый-армянин за рубежом уже настолько укоренился, что его переезд в Армению нецелесообразен, он может создать лабораторию или группу в Армении и руководить ею удаленно. Его пребывание в Армении, скажем, раз в год в течение двух месяцев будет дополнительно оплачиваться. Через несколько лет лаборатория может стать самостоятельной единицей, а данный ученый может остаться в статусе консультанта.
4. Реабилитационный грант. Он нацелен на то, чтобы создать достойные условия проживания и работы для тех зарубежных ученых армян, которые желают вернуться или переехать в Армению.
В 2022 году также стартует программа модернизации инфраструктур и создания Центров превосходства.
«Оптимизация – это самое больное место. До сих пор это означало, что-то закрыть, пару человек сократить, а здание приватизировать. У нас нет такого желания. Объединение должно быть целесообразно с точки зрения развития, а возможны и разделения. Мы предлагаем ученым одной отрасли самим обсудить этот вопрос и представить проект объединения двух или нескольких институтов под одной крышей. При этом бюджеты всех институтов суммируются, плюс будет выделено дополнительное финансирование в размере 30% суммарного бюджета на имплементацию данной программы», — пояснил Артур Мовсисян.
Он добавил, что таким образом будут созданы Центры превосходства. Они же станут Центрами общего использования дорогостоящего научного оборудования. Но инициатива должна идти снизу, никаких навязываемых решений сверху не будет, заверил он.
Во всех конкурсных программах, как отметил Артур Мовсисян, помимо начальных требований ставятся также конечные требования. То есть, по завершении программы научная группа должна иметь столько-то публикаций в таких-то научных изданиях. Перед аспирантами, например, поставлены следующие требования: через год знание английского не менее 70 баллов по тесту TOEFL, через два года – одна статья, через три года – две статьи.
Четыре из всех перечисленных программ Артур Мовсисян считает системообразующими: программу аспирантов и молодых соискателей, программы создания и укрепления новых научных групп, и программу передовых исследований. По его словам, в имеющуюся научную систему, которая, следует признаться, не в лучшем состоянии, без ее разрушения впрыскиваются новые элементы, которые оздоровят всю систему.
Артур Мовсисян добавил, что несмотря на увеличение финансирования науки в Армении, оно пока далеко от желаемого. «Мы стремимся к достижению совсем другого соотношения ВВП/ финансирование науки, чем имеем сейчас, но важны мессиджи, которые идут от правительства, и они правильные», — сказал он.
Зампредседателя Комитета науки отметил, что предмет его главного беспокойства сейчас не абсолютная сумма финансирования, а вопрос: «не опоздали ли мы?». Число ученых в Армении естественным путем сокращается. Год от года сокращается также число поступающих в вузы по научным специальностям. «Все, что мы делаем, делаем правильно, но, может оказаться, что мы уже опоздали. Вопрос финансов, как раз, легко решить, но мы можем столкнуться с проблемами, которые уже отнюдь не денежного характера», — сказал он, добавив, что помимо увеличения финансов нужна пропаганда, нужна популяризация науки.
Анаит САРГСЯН
Газета «Аравот»