Своей политикой в Армении Кремль ежедневно сеет и усиливает недовольство политикой России
Политика унижения Армении из российских политических, экспертных, журналистских кругов уже плавно перешла к Русской Православной Церкви. Один из ее служителей в недавно опубликованном интервью высказал мнение, что небольшая часть Арцаха сейчас «временно находится под контролем армян», а другой, как выяснилось, своей основной миссией считает и решил «заняться проблемой албанских церквей в Азербайджане» и «вдохнуть в них жизнь».
Нет никаких сомнений в том, что это четкая российская линия, которая умело проявляется во всех сферах. Российскую пропагандистскую линию уже неважно, на какой основе, реализует Кремль. Больше не имеет значения, чего добивается Кремль. Для всех сформирована «зона комфорта». Российские эксперты, журналисты, аналитики, обозреватели телеграмм каналов явно выступают с проазербайджанской позицией, разумеется, при финансировании из Баку, их публикации появляются на страницах авторитетных российских изданий. Кстати, несколько лет назад один из известных представителей российских СМИ выразил недовольство Алиева по поводу того, почему на российские телеканалы приглашают политиков, экспертов, деятелей культуры с армянскими фамилиями, а азербайджанцев — нет. Как видно, в течение последнего года поручение Алиева выполняется. Этот пробел восполняют многие деятели с русскими фамилиями, и даже депутаты Государственной Думы.
Эксперты, после 44-дневной войны активно восхваляющие печально известного выпускника МГИМО — действующего президента Азербайджана, до сих являются «звездами» российского государственного телевидения, и их обвинения на самом деле более глубинные. Они историю независимости Армении и в целом карабахское движение считают просчетом армян. Другими словами, история повторяется. Во время распада Советского Союза — в начале 1990-х, комментаторы программы «Время» армян, собиравшихся на Ереванской оперной площади или возле Матенадарана — во имя борьбы за права армян Нагорного Карабаха, называли «экстремистами», удостаиваясь проклинаний армянского народа.
Читайте также
Мы должны быть готовы к тому, чтобы очень скоро снова услышать те же обвинения со стороны России, которые будут основаны на другом месседже — смиритесь с потерей Нагорного Карабаха. Это и есть линия Москвы, и те люди внутри Армении, которые видя линию Кремля все это осознают, но считают, что проводимую нынешними российскими властями политику не следует критиковать, означает, они смирились с потерей суверенитета Армении и независимости, более того — они совершают преступление против Армении. До смены власти в Армении в 2018 году Россия могла бы приемлемых для Москвы экс-лидеров Армении побудить признать Нагорный Карабах и самой сделать это. Но ни Роберт Кочарян, ни Серж Саргсян этого не сделали, потому что они осознавали, что не имеют союзников в этом вопросе, более того, они прекрасно знали, что в первую очередь Россия — стратегический союзник Армении, этого не допустит. Как в прошлом, так и сейчас Россия, а также другие сопредседатели Минской группы ОБСЕ — США и Франция, последовательно заявляли на уровне различных высокопоставленных официальных лиц и сопредседателей, что они признают территориальную целостность Азербайджана.
Но даже в этих условиях Алиев много лет назад пожаловался на то, что международное сообщество вынуждает его признать независимость Нагорного Карабаха. Пришло время поднять вопрос о том, была ли Россия вообще среди стран, поднимающих это требование. Собственно, именно с этого эпизода и началась линия «исправления» ситуации, и в результате у нас была апрельская , затем — 44-дневная война. Сегодня мы находимся в ситуации, когда должен быть поднят вопрос: а признает ли Россия, как стратегический союзник Армении, территориальную целостность Армении? Как бы болезненно ни было это констатировать, но у нас нет ответа, поскольку мы не видели позиции министра иностранных дел России, его заместителя или официального представителя в поддержку позиции официального Еревана, когда Армения говорит, что договариваться в рамках «коридорной логики» не будет. Как так получилось, что через год после 44-дневной войны Путин вдруг заговорил о новом конфликте и роли России в нем?
На прошлой неделе президент России отметил, что решение пограничного вопроса между Арменией и Азербайджаном требует компромиссов. «Самое главное сейчас — это окончательно урегулировать ситуацию на границе. Здесь, конечно, без участия России невозможно ничего сделать. Здесь нам, пожалуй, никто и не нужен, кроме двух сторон и России. Есть очень простые и прагматичные вещи: да, карты потому что в Генштабе российской армии находятся, которые показывают, как проходили границы союзных республик в советский период. Основываясь на этих картах, — отметил нужно спокойненько сесть с обеих сторон, там есть вещи, требующие взаимных компромиссов: где-то что-то выравнять, где-то что-то обменять… Только так, чтобы это было признано и выгодно обеим сторонам. Можно это сделать или нет? Можно. Но, конечно, мы и за то, чтобы найти и многосторонний формат, в том числе, скажем, активизировать работу Минской группы. Мы над этим работаем, в том числе с нашими партнерами. Пока то, что мы ставили перед собой в качестве целей, в целом нам удается добиться. Конечно, нужно смотреть в будущее, смотреть, что будет дальше. А ведь дело не в том, что соответствующей статьей нашего заявления предусмотрено возможное продление пребывания российского контингента. Разве дело в этом? Дело в том, чтобы выстроить отношения между двумя странами. Вот что самое главное. Надеюсь, что нам удастся это сделать».
«Карты находятся в Генштабе РФ», а право НК на самоопределение? А суверенная территория Армении и ее территориальная целостность, в отношении которой азербайджанские подразделения совершили посягательство 12 мая? А об этом в Генштабе РФ разве нет никакой информации?
Вместе с вынуждением выражения благодарности за прекращение кровопролития в Нагорном Карабахе мы оказались в новом конфликте, уже с приграничными проблемами Армения-Азербайджан, в основе которых, как Путин на весь мир заявил, последнее слово Москва оставляет за собой, следовательно, всем следует вести переговоры с Путиным. Примечательно, что в том же выступлении Путин назвал Пашиняна и Алиева мудрыми (естественн, уже подписавшие и в будущем собирающиеся подписать при его же посредничестве документ лидеры не могут быть неразумными), но странно то, что российские придворные эксперты и комментаторы унижают Армению, обвиняя ее в поражении в войне: виновата Армения, армянское правительство, армянское общество и Пашинян, лишь бы на Россию, как на стратегического союзника Республики Армения, никто не указал.
Кстати, в 1990-е годы, когда армянская сторона навязала Азербайджану мир, подписав перемирие, а отец и сын Алиевы на протяжении двух десятилетий «плакали» с трибун различных организаций, заявляя, что Армения «оккупировала 20% территории Азербайджана» и 1 миллион «азербайджанских беженцев» были изгнаны из своих домов, почему же тот же самый российский контингент не обвинил правительство Азербайджана в проигрыше армянам?
Вопрос риторический, понятно почему. Власти Армении тогда не финансировали те же российские круги, чтобы те «увидели» правду. Однако сегодня распространение фальсификаций — с целью унизить Армению и ее граждан финансируется азербайджанскими нефтяными долларами и это вполне соответствует российской линии.
В этом контексте возникает лишь один вопрос: могут ли еще быть в России люди, которые будут утверждать, что в Армении критика в отношении России направляется извне, и в «армяно-российскую дружбу вбивают клин» внешние силы?
Своей политикой в Армении Кремль ежедневно сеет и усиливает недовольство политикой России, не основанной ни на армяно-российской дружбе, ни на братстве, ни тем более на стратегических союзнических отношениях.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»