«Придет время, и я гораздо более открыто расскажу о том, кто из оппозиционеров, гуляющих сегодня с мандатом в кармане, хотели нас пристыдить, что мы, якобы, оскверняем Ераблур, согласившись находиться в одном зале заседаний с Николом и не застрелив его»: собеседница «Аравот» — бывший депутат Наира Зограбян.
– Уже несколько суток, как на дороге Горис-Капан размещены азербайджанские таможенные посты, и об этом с гордостью сообщил секретарь Совета безопасности РА 9 ноября — в день годовщины подписания документа, свидетельствующего о позорном поражении Армении. Выясняется, что процесс демаркации и делимитации продолжается и опять все происходит секретно. Как бы вы оценили все это?
– Это факт, что мы больше не решаем судьбу Арцаха, вернее, оставшихся от Арцаха территорий и Армении. Нас просто постфактум информируют о решениях, принятых на счет нас. Я удивляюсь тому, что поднялась непонятная шумиха по поводу азербайджанского таможенного поста, расположенного на дороге Горис-Капан. Разве тогда уже не было понятно, что следующим шагом будет официальное открытие таможенного пункта, когда азербайджанцы открывали там блокпост и контролировали автомобили, проезжающие по дороге Горис-Капан? Разве это не было понятно тогда, когда останавливали перевозящий арцахских детей автобус, запугивали детей, которые тогда повели себя гораздо достойнее, чем некоторые мужчины с фидаискими усами? Меня поражают вопли и демагогия политического поля — ничего не делать, сидеть дома или поднимать какофонию с трибуны НС, когда все теневые соглашения идут по четкому графику и нет живой политической силы, которые могла бы остановить это. Реальность такова, что сейчас мы имеем деактивированную Армению.
– Согласно заявлению содокладчиков Мониторинговой комиссии ПАСЕ по вопросам Армении, наша страна успешно вышла из серьезного политического кризиса, вызванного поражением в нагорно-карабахском конфликте. Содокладчики охарактеризовали вопрос касательно криминализации оскорблений как незначительный, рассматривая его не в контексте предотвращения критики в адрес властей и как шаг назад, а в контексте предотвращения дезинформации после войны и распространения ненависти.Также констатируется недоверие к судебной системе, однако не упоминается о неудачах в судебной системе после 2018 года. Чем объяснить стремление содокладчиков придерживаться двойных стандартов?
Читайте также
– Все более, чем понятно, я и сама регулярно общаюсь с содокладчиками, различными европейскими институтами. Для них есть один четкий критерий — это прошедшие 20 июня парламентские выборы, в результате которых 680 тысяч граждан пошли и отдали свой гордый голос Николу Пашиняну. Есть также второй сигнал, являющийся основанием для международного сообщества считать внутриполитический кризис преодоленным, когда оппозиция взяла мандаты, и теперь правительство-оппозиция, как и во всех европейских цивилизованных странах, слаженно работает в парламенте. Естественно, когда бросаются бутылкой «Ноя» или «Бюреха» , это считается частью творческого атрибута парламентской деятельности. Недавно в парламенте одной из крайне демократических европейских стран друг друга облили эспрессо, что дальше? Вода безвреднее. Поэтому я не виню содокладчиков. Есть результат выборов, есть голосование народа и есть оппозиция, которая, например, в отличие от основной части грузинской оппозиции, которая уже больше года бойкотирует работу законодательного органа, приходит в парламент. А вчера мои грузинские коллеги сообщили, что обсуждают вопрос об отказе от мандатов, тогда как армянская оппозиция пошла в парламент и легитимировала послевоенный процесс для международного сообщества, посчитав, что внутриполитический кризис закончился. Это политологическая аксиома. Все очень просто, и обвинять содокладчиков в том, что они продаются — это низкопробные разговоры. Они работают с конкретными фактами, вот и все.
— На фоне этих событий в Великобритании, Израиле, странах, которые традиционно являются друзьями и лоббистами Турции, стартовал «парад» памяти жертв Геноцида армян. Как бы вы это оценили?
– Для начала необходимо констатировать следующий важный факт: процесс признания Геноцида был начат двумя главными стратегическими союзниками США — Великобританией и Израилем. Здесь могут быть два замечания, поскольку вопрос Арцаха для них является закрытым, и они уже заявили, что приветствуют восстановление территориальной целостности Азербайджана и поэтому решили последовать примеру своего главного стратегического союзника — США, или все еще хотят получить что-то от Эрдогана, и это всего лишь легкий шантаж. Однако я склоняюсь к первому варианту, потому что знаю, что второе чтение по вопросу Геноцида в британском парламенте назначено на март месяц, и они полны решимости его принять.
– А во внутриполитической жизни опять активно в плане митингов. Уже являющийся парламентском оппозиционный блок «Айастан» опять начал уличную борьбу, и создается впечатление, что мы имеем дело с принципом «доброволец — после войны», в том числе в контексте событий прошлого года.
– Полагаю, вы следили за митингом, поэтому позвольте мне ничего не говорить о нем. Уличная борьба, когда ты сидишь в парламенте с командой Никола и обсуждаешь вопросы в сфере издательского дела, когда ты говоришь предатель, сдающий земли… Кстати, сейчас даже это не говорят, обсуждают вопрос налога на имущество, результат такой борьбы предопределен изначально, вы это знаете лучше меня. Я всегда говорила и повторяю, что оппозиция зашла в полный тупик, они не знают, что делать, и пытаются выйти из тупика шагами, которые, к сожалению, еще больше усугубляют ситуацию. И действительно честные устремления некоторых — Айка Мамиджаняна, Тиграна Абрамяна и еще одного-двух человек, к сожалению, ситуацию не спасут.
– Кстати, год назад, когда началось движение17-и, вы входили в координационную группу политсовета движения и, если я правильно помню, вы сказали, что ваши коллеги пытались пристыдить вас во время закрытых дискуссий, они считали аморальным, что парламентская оппозиция, после столь позорного исхода войны, позволяет Николу Пашиняну приходить в парламент. А как бы вы оценили позицию той же, но уже ставшей парламентской оппозиции?
– Придет время, и я гораздо более открыто расскажу о том, кто из оппозиционеров, гуляющих сегодня с мандатом в кармане, хотели нас пристыдить, что мы, якобы, оскверняем Ераблур, согласившись находиться в одном зале заседаний с Николом и не не застрели его. Они нам предлагали ряд вариантов: занять трибуну, запретить ему входить в зал заседаний НС и ряд других героических действий. Я передавала все это политсовету ППА и говорила, что они правы. И что они сейчас делают? Тихо сидят себе, задают Николу вопрос и слушают ответ? И, кстати, знаете, что хуже всего, когда те же люди раньше восторженно критиковали «зомби» Никола, но мы видим, что их «зомби», которые, кстати, вовсе не обычные люди, а в основном люди с мандатами и сотрудники их офисов, стали намного более нетерпимы и агрессивны к противоположному мнению. Они и сами понимают, что находятся в тотальном тупике, но, как один из них вчера сказал мне: а что же нам делать, мы же должны показывать какую-то деятельность? Что ж, пусть имитируют работу, мы не будем им мешать, но и не будем молчать, потому что я в них верила, я голосовала за них и буду требовательной. И параллельно уже формируются различные движения, которые, уверена, не будут фейковой оппозицией.
– Вас и ваших коллег часто обвиняют в том, что критикуя оппозицию, вы льете воду на мельницу Никола.
– Находясь в одном парламенте с Николом, они этим самым наполняют самый большой бассейн, из которого льется вода на мельницу Никола. В конце концов, кто эти критики? Сидящие в парламенте оппозиционеры-долларовые миллионеры? Есть золотое правило космической справедливости: в бедной стране не может быть миллионеров — оппозиционеров. И если это происходит, то эта оппозиция становится самой уязвимой. Об остальном — позже.
Интервью Нелли ГРИГОРЯН
Газета «Аравот»