РИА Новости. В конце прошлой недели, на следующий день после принятия на саммите в Стамбуле декларации «Видение тюркского мира до 2040 года», в Турции появилась «Карта турецкого мира». С ней сфотографировался не президент Эрдоган, а лидер Партии националистического движения Турции (больше известной как «Серые волки«) Девлет Бахчели. Огромный тюркский мир там простирается от Северного Ледовитого океана до Болгарии, включая в себя в том числе и треть России — от Дагестана и Оренбургской области до Алтая и Якутии — почти двадцать субъектов федерации.
Да, «Серые волки» — праворадикальная националистическая партия, не имеющая большой поддержки в Турции, но, может быть, то, что у них на языке, у Эрдогана на уме? Ведь на прошлой неделе в Стамбуле Тюркский совет был переименован в Организацию тюркских государств — вот он, костяк будущего великого Турана, огромной евразийской империи, которая может стать реальностью, только развалив Россию! Мы тут дружим с Эрдоганом, С-400 ему продаем и трубопроводы строим — а нужно дать отпор угрозе нашим интересам и самой целостности России.
Такая реакция — не редкость в России. И даже не на упомянутую карту, а на сам саммит Организации тюркских государств. Турция стала серьезно заниматься тюркским миром сразу же после распада Союза: уже в 1992-м был созван первый саммит тюркоязычных государств — Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Туркменистан. Все, кроме последнего, сейчас входят в ОТГ — туркмены присутствуют в нем в качестве наблюдателя (как и венгры).
Выступая на стамбульском саммите, Эрдоган объяснил переименование тем, что это позволит активнее укреплять организацию, для этого было принято и «Видение тюркского мира — 2040», в котором обозначены и ее цели. От устранения торговых барьеров до гармонизации культурной, молодежной и образовательной политики, от создания новых трансконтинентальных коридоров из Китая в Европу и общего информационного пространства до повышения политической солидарности и взаимной поддержки в жизненно важных вопросах, представляющих национальный интерес, а также в региональных и глобальных проблемах. И самое главное — продвижение общей тюркской идентичности. Ну чем не великий Туран?
Россия уважает тюркские интересы и понимает мотивы Турции. Мы не против сближения тюркских народов — но при этом будем очень жестко отстаивать свои интересы. А они понятны — живущие в России тюрки являются не просто гражданами России, но и частью российского народа. Их политическая, экономическая, культурная и религиозная жизнь должна быть русскоцентричной — то есть связанной с их малой родиной и Россией как таковой. Турция может использовать пантюркистский фактор (как и панисламский, работая с «Братьями-мусульманами»*) для укрепления своего политического влияния в разных частях света, но не в России. Ничего личного — просто государственные интересы.
Статья полностью
Петр Акопов
© AP Photo / Burhan Ozbilici