Лента новостей
Новости дня

Народ, граждане … и массы

18 ноября,2021 13:16

Как разграничить заюзанные понятия

Политические деятели в Армении, да и во всем мире, независимо от их идеологических убеждений, политических взглядов, всегда строят свои речи на одном понятии — «народ». Лидеры подавляющего большинства из почти 200 стран мира — Путин, Байден, Ким Чен Ын, Меркель, Эрдоган, аятолла Хаменеи, Макрон, Си Цзиньпин — все убеждены, что они осуществляют свою власть от имени народа и воли народа. Эта ситуация, если посмотреть на проблему с точки зрения большой исторической перспективы, возникла относительно недавно: до конца 18 века субъектом государственного суверенитета был монарх, и только во время Великой французской революции был провозглашен новый субъект — народ. Таким образом, независимо от того, объявляют политики себя «прозападными» или «антизападными», они «по умолчанию» (by default) принимают французское «нововведение».

И хотя все говорят о «народе», каждый понимает свое под этим заюзанным понятием. И здесь действительно есть объективные трудности. Если говорить чисто формально, то в большинстве современных государств слово «народ» означает не все население государства, а только граждане с правом голоса, которым дана возможность формировать правительство. Следовательно, дети и подростки в возрасте до 18 лет, осужденные, пациенты психиатрических больниц, люди, живущие в этой стране, но имеющие другое гражданство или вообще не имеющие гражданства, не являются людьми? Или в нашем случае, когда 2/3 армянского народа живут за пределами Армении, разве эти миллионы армян не являются народом? (Кстати, что касается права голосования, мы 30 лет не можем должным образом обеспечить это право наших граждан, проживающих за пределами Армении). Но ведь в нашей, как и в других современных конституциях, написано, что власть принадлежит народу. Там не написано, что власть принадлежит гражданам. Кроме того, в таких странах, как наша, власть говорит — «мы были избраны народом», имея в виду, что граждане, которые голосовали за них, являются народом, а остальные – не голосовавшие за них или не участвовали в выборах, не являются народом.

Я невольно вспомнил Туркменбаши: много лет назад, на очередных президентских выборах он получил 98,5 процента голосов. «А что вы скажете об остальных 1,5 процентах?» — спросили Ниязова журналисты. Ответ лидера Туркменистана был философским: «В каждом народе есть те, кто неправы». Надо признать, что способы отделения граждан от народа более или менее объективны (например, достигли ли они 18 лет или нет).

Если мы попытаемся придумать другие «цензы», например, имущественные ограничения, во-первых, это будет дискриминацией, а во-вторых, в странах нашего уровня, когда гражданин, получающий пособие по бедности, может иметь Феррари, ситуация с имуществом вовсе не является прозрачной. То же самое и с образовательным цензом. Много раз мне доводилось видеть, что мышление человека с высшим образованием или даже академика, может быть более ограниченным и примитивным, чем, скажем, слесаря. И, конечно же, моя подобная оценка мышлению тоже крайне субъективна.Так что, с точки зрения государства, нет другого пути, кроме как довольствоваться существующим критериям, с оговоркой, которую я уже сделал — обеспечив право голосования всех граждан, независимо от их местонахождения. Я также предлагаю, чтобы голосование на национальных выборах в Армении было обязательным по закону. Пусть раз в пять лет хотя бы вынужденно будут подходить к кабинам для голосования, чтобы потом у них не было возможности гордо бить себя в грудь: «Я вообще не ходил на выборы, я никому не доверяю», как сейчас многие говорят.

Мы отделили «людей» от граждан по каким-то формальным и, конечно, несовершенным критериям. Но, пожалуй, сложнее ответить на следующий вопрос: достаточно ли каждые 5 лет ходить на выборы, чтобы называться гражданином? Если так, то у нас есть только вертикальные иерархические связи: наверху находится власть, а «граждане», которых власть называет «народом», находятся внизу.

Так и есть, и в последние месяцы эта тенденция, кажется, становится все более очевидной. Я сомневаюсь, что инертные массы, которые во многом равнодушны к так называемым драматическим событиям, происходящим в нашей стране, могут зваться «гражданами», и особенно «народом». Тогда как, примерно с 2011 года казалось, что люди, в первую очередь молодежь, создают горизонтальные связи, инициативы и добрые намерения. А теперь я думаю, что мне, возможно, все это показалось. А возможно, эти проявления были искусственными и, как говорится, «не подходят нашему народу»?

Арам АБРАМЯН

Газета «Аравот»

 

Фото Нарека Алексаняна /«Հետք»

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать