Пока рано делать окончательные выводы на счет вчерашней встречи Путин-Пашинян-Алиев. Как всегда, результаты будут видны в контексте дальнейшего развития событий, хотя в данном случае оснований для оптимизма явно нет. Принятое трехстороннее заявление, по сути, состоит из двух пунктов. 1 / Стороны будут вести процесс в направлении создания армяно-азербайджанской комиссии по демаркации — при «консультативной поддержке» России. Но непонятно, зачем ее создавать в условиях, когда, как заявил сам премьер-министр Армении, Азербайджан вторгся на суверенную территорию Армении. Разве не логично, что Азербайджан должен отвести войска с этих территорий до того, как начнется процесс? 2 / Трехсторонняя комиссия по разблокированию провела хорошую работу, желательно приступить к реализации конкретных проектов. Непонятно, о чем идет речь, и всегда есть сомнения, что это турецко-азербайджанские проекты.
Теперь о том, чего нет в этом заявлении. Нет ничего, о чем Пашинян говорил во время встречи, по крайней мере, перед камерами. 1 / ничего не сказано о военнопленных, 2) ничего не говорится о том, что вопрос Арцаха должен решаться в рамках Минской группы ОБСЕ.
Поскольку под заявлением стоит подпись троих, то следует предположить, что, за исключением Пашиняна, двое других, мягко говоря, не были заинтересованы в наличии таких пунктов. В своем заключительном слове Путин говорил о «гуманитарных вопросах» и прогрессе, добавив, что принципы демаркации и делимитации будут согласованы к концу года, а заместители глав правительств встретятся в Москве через неделю и сделають заявление.
Зачем Путину нужна была эта встреча? На мой взгляд, его главной целью было еще раз подчеркнуть, кому принадлежит этот регион. Факт трехсторонней встречи в Сочи обусловлен тем, что стороны ранее заявили о своей встрече в Брюсселе. Россия не может допустить, чтобы какая-либо инициатива, направленная на нормализацию отношений между двумя странами, выходила «за ее пределы», даже если Путин заявляет, что он «приветствует» встречу в Брюсселе. Известно, что Кремль, в частности, крайне негативно относится к программам Восточного партнерства ЕС. Следовательно, теперь можно сказать, что «Сочи» нейтрализовал, лишил смысла «Брюссель».
Читайте также
Армения ничего не выиграла от этой встречи. Более того, Алиев намекнул, что он будет послушным в Арцахе, потому что там есть российские миротворцы, и будет делать все, что ему вздумается на армяно-азербайджанской границе, потому что там нет российских миротворцев. У Армении нет возможности что-либо выиграть, поскольку переговоры ведет премьер-министр, потерпевший поражение в войне.
Арам АБРАМЯН