Французский социолог прошлого века Морис Дюверже выделял три типа борьбы между партиями: конфликт без принципов, конфликт из-за второстепенных принципов и конфликт из-за фундаментальных принципов. В первом случае в качестве примера он приводил Республиканскую и Демократическую партии в США, между которыми нет серьезных концептуальных различий. Во втором примером служили — страны Северной Европы и Скандинавии, где партии спорят по многим вопросам, но соглашаются по важным и фундаментальным. И, наконец, в третьем случае в качестве примера Дюверже упоминал свою страну и Италию, где в 1950-70-е гг. у левых, включая коммунистические партии и либеральные силы, были очень серьезные, непреодолимые противоречия.
Пользуясь данной классификацией, давайте посмотрим, какой вариант есть у нас. На первый взгляд кажется, что наша ситуация немного похожа на США, потому что идеологических разногласий между основными силами, особенно парламентскими, нет. Но принципиальная разница в том, что представители двух «правящих» партий в США не хотят друг друга уничтожать, осуждать или сажать в тюрьму. Возможно, в душе у них такое желание есть, просто в США такой возможности нет.
А если серьезно, то какие противоречия есть между РПА и ГД? Обратимся к идеологии: прежняя правящая партия заявляет, что ее идеология — «нждеизм» и «таронизм», а нынешняя правящая партия заявляет, что она против «измов». Но, судя по лозунгам ГД, основной упор делается на борьбу с коррупцией и грабежом (как именно это делается, не будем здесь обсуждать,). Допустим, что идеология ГД- «антиграбеж».
Но здесь мы сталкиваемся с очень интересной реальностью, которая проявляется во время местных выборов. Известно, что большинство «активa» («тасовщиков») ГД , а также кандидаты в советы старейшин являются бывшими членами РПА. Таким образом, получается, что «нждеакан», которого в 2018 году называли «грабителем», превратился в «антиграбителя». Все очень просто: для этих людей неважно, как называется правящая партия и какие принципы она декларирует, им совершенно безразлично, что произошло в нашей стране за последние три года. Единственное, что их интересует — это их собственный бизнес и служебное положение, неважно, под каким лозунгом это будет реализовано.
Читайте также
А это значит, что партий РПА и ГД, как таковых, не существует. И в этих условиях проводить партийные выборы в регионах, мягко говоря, преждевременно.
Арам АБРАМЯН