Президент Турции не хочет поддерживать «прекращение огня» или прекращать «боевые действия»։ он хочет контролировать все
3 декабря официальный представитель МИД РА не исключил возможности встречи Арарата Мирзояна и Джейхуна Байрамова в Стокгольме в рамках 28-й министерской конференции ОБСЕ. Официальный Баку, однако, отверг предложение, указав причину: азербайджанская сторона отказалась провести встречу министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Стокгольме, сославшись на «незаконный визит армянских депутатов в Карабах».
Этим турецко-азербайджанский тандем пытался показать Москве, что их голос должен быть услышан и стать решающим, и что в любой момент они могут создать патовую ситуацию в переговорном процессе. 3 декабря президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган провели телефонный разговор, в ходе которого, среди прочего, обсудили развитие отношений между Арменией и Азербайджаном. В Кремле заявили, что телефонный разговор Путин-Эрдоган был инициирован турецкой стороной. По просьбе президента Турции Владимир Путин проинформировал об основных итогах трехсторонней встречи лидеров России, Азербайджана и Армении в Сочи 26 ноября. «Важно, что в ходе переговоров была подтверждена готовность Баку и Еревана к сотрудничеству в контексте обеспечения стабильности в регионе, а также создания демаркационных и делимитационных механизмов между двумя странами.
Кроме того, была выражена готовность решать практические задачи по восстановлению торгово-экономических и транспортных связей. «Реджеп Тайип Эрдоган, отметив важность посреднической роли Российской Федерации, призвал к дальнейшим усилиям по координации усилий, включая использование российско-турецкого центра для наблюдения за прекращением огня в зоне конфликта и всеми боевыми действиями», — говорится в заявлении Кремля.
Так что же получается? Эрдоган возлагает всю вину за «все военные действия» в зоне конфликта на «бездействие» российской стороны и в данном контексте подчеркивает роль российско-турецкого центра, при этом не выступая с заявлением о необходимости прекратить все боевые действия и соблюдать перемирие, а исключительно отмечает важность «наблюдения за прекращением огня в зоне конфликта и всеми боевыми действиями», фактически, намекая, что они инициированы не азербайджанской стороной. Это отнюдь не случайные «нюансы» со стороны Эрдогана, то есть президент Турции ставит целью не поддерживать «перемирие» и прекращать «боевые действия», а на самом деле хочет контролировать их.
Как видно, Москва и Анкара обозначили создавшуюся ситуацию — официальный Ереван отвергает идею создания коридора, а Баку заявляет о том, как нужно продвигаться вперед. Интересно также, что невозможность организации встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана была зафиксирована и в заявлении сопредседателей Минской группы ОБСЕ — через день после телефонного разговора Путин-Эрдоган. 4 декабря сопредседатели Минской группы ОБСЕ выступили с заявлением, в котором выразили сожаление по поводу невозможности проведения встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Стокгольме. Сопредседатели выразили готовность организовать такую встречу, когда обстоятельства позволят продолжить обсуждения, начатые в сентябре в Нью-Йорке и в ноябре в Париже.
Трехсторонней встречей в Сочи остались довольны все три стороны, в том числе Никол Пашинян, позже представитель МИД РА выразил мнение, что сочинское заявление лишний раз опровергает тезис о «коридоре». Однако через несколько дней после встречи в Сочи Азербайджан начал эскалацию на границах Арцаха. В последние дни азербайджанская сторона ведет огонь в направлении села Кармир шука ( Красный базар). А 3 декабря Служба национальной безопасности Арцаха сообщила, что азербайджанские военнослужащие вошли в нейтральную зону недалеко от города Чартар Мартунинского района и применили насилие в отношении 65-летнего гражданина Сейрана Саргсяна, занимавшегося скотоводством, а затем перевезли его на азербайджанскую позицию, где и убили его.
Читайте также
Иными словами, с точки зрения продолжения угодных Баку переговоров азербайджанская сторона выдвигает предварительные условия, параллельно используя старый метод — напряженность на границах, плюс требование предоставить карты заминированных территорий с армянской стороны, и главная цель официального Баку – любыми способами помешать возобновлению деятельности Минской группы ОБСЕ.
4 декабря сообщалось, что азербайджанская сторона передала армянской 10 армянских военнослужащих, захваченных 16 ноября. Вскоре стало известно, при каких условиях Баку пошел на этот «гуманитарный» шаг. Азербайджанские СМИ со ссылкой на Службу безопасности Азербайджана сообщили, что армянская сторона предоставила Азербайджану «карты минных полей и других территорий Азербайджанской Республики, освобожденных от оккупации». В ведомстве отметили, что карты были переданы азербайджанской стороне «в результате переговоров». «Мы выражаем благодарность Министерству обороны Российской Федерации за посредничество в передаче карт минных полей», — говорится в заявлении Службы безопасности Азербайджана.
Теперь будем ждать, пока Баку согласится продолжить как трехсторонние встречи, так и возможные переговоры с Арменией в рамках логики «коридора», естественно вымогая и получая ожидаемые уступки с армянской стороны. Что касается визита армянской парламентской делегации в Степанакерт, который Азербайджан называет «провокацией», то очевидно, что такими шагами Баку блокирует любое возможное соглашение в надежде получить больше. Парламентская делегация Армении побывала в Степанакерте по распоряжению спикера Национального Собрания РА. Согласно официальной информации, 3-5 декабря в Степанакерте прошли совместные парламентские слушания.
Баку со всех сторон проводит более жесткую и грубую политику, используя все «инструменты», вплоть до военного шантажа. Тогда как Армения – пока еще единственная уступающая сторона, которая после 44-дневной войны подписав несколько трехсторонних заявлений, вынуждена продолжать идти уступки. Это происходит по той причине, что официальный Ереван не ведет необходимой дипломатической работы, а также потому, что Вооруженные силы Республики Армения не демонстрируют достаточно силы. Противодействовать военно-политическому шантажу Азербайджана можно двумя способами: последовательной дипломатической работой с дружественными странами, странами-партнерами и усилением армии. Создается впечатление, что ни одно, ни другое нынешнее правительство не заботит.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»