В современном публичном дискурсе (в том числе и армянском) принято цитировать лорда Дальберга-Актона, утверждающего, что абсолютная власть развращает абсолютно. Теоретически, конечно, это правда, но если мы говорим о такой стране, как Армения, то эта формула неприменима, потому что в случае нашего типа авторитаризма власть не бывает абсолютной.
Времена изменились. Как шутил один российский политолог, в 20-м веке такие режимы на 80 процентов основывались на репрессиях, на 20 процентов — на пропаганде, а теперь, в 21 веке, все наоборот: 80 процентов пропаганды, 20 процентов репрессий.
Естественно , если вы входите в эти 20% (скажем, вы мэр Гориса или бывший мэр Ванадзора), если вы являетесь членами семей заключенных из-за политической мести, то вас не утешит тот факт, что между Арменией и, скажем, Азербайджаном или Беларусью, тем не менее, есть разница и, кстати, всегда была. Однако сравнения с 37-ым годом сильно преувеличены.
В наши времена власть развращает не ее абсолютность, а изоляция — попадание в информационный пузырь (information bubble), любовь к «лайкам» и окружение льстецов и подхалимов. Но проблема в том, что эта болезнь развращает не только власть, но в большей или меньшей степени всех нас.
Читайте также
Посмотрите, на сколько маленьких групп разделено наше общество. Во-первых, это отдельные группы поклонников четырех лидеров Армении. Далее идут русофилы и русофобы, либералы и националисты, те, кто не готов уступить «ни сатниметра земли» и те, кто готов к «взаимным уступкам», а также секты «антипрежних» и «антинынешних», есть еще и «царукяновцы», «самвелбабаяновцы» и даже «вудровильсоновцы». Я мог бы продолжить перечислять еще несколько страниц и завершить движением против вакцинации.
Но принцип прост. Люди делятся на несколько сотен формальных и неформальных групп через социальные сети, участники которых способны воспринимать только взгляды, выраженные внутри группы, и гневно отвергать любое мнение, выраженное вне группы. В когнитивной психологии это называется «эффектом эхо-камеры», когда человек внутри камеры может слышать только эхо своего голоса. Когда говорят, что нынешняя власть живет «фейсбуковскими принципами», полагаю, имеется в виду именно эта особенность.
В этом разделенном, атомизированном обществе, когда нет точек соприкосновения, мы не можем отказаться от наших личных и политических предпочтений, и не только касательно нашего посланника в переговорах с Турцией, но мы не можем даже от души порадоваться победе армянской девочки на детском Евровидении.
Арам АБРАМЯН