«Официально заявляю, что я, Серж Саргсян, больше никогда не буду баллотироваться на пост президента Республики Армения. Если в результате итоговых обсуждений будет выбран путь, не соответствующий моим пожеланиям, я имею в виду парламентскую модель правления, то и в этом случае я не буду баллотироваться на пост премьер-министра. Я даже уверен в том, что в Армении один человек не должен стремиться управлять страной более двух раз в своей жизни»,- 14 апреля 2014 года в ходе встречи со специализированной комиссией по конституционным реформам заявил Третий президент Армении. Я цитирую это не для того, чтобы еще раз вспомнить последовавшие за этим события, хотя, если первый человек в стране что-то «официально заявляет», пусть хоть мир перевернется, он все равно должен действовать в соответствии с тем, что он сказал.
Я вспомнил это выступление, по той причине, что сейчас начинается процесс конституционных изменений, цели которых для меня очевидны. Эти власти могут не дотянуть до следующих парламентских выборов в 2026 году: не исключено, что будут досрочные выборы. Прежде всего, очевидно, что Армению не ждет светлое будущее ни с социально-экономической точки зрения, ни с точки зрения безопасности. К этому прибавится еще и тот факт, что в ближайшие 1-2 года видные члены ГД сколотят состояние или, с юридической точки зрения, «незаконно обогатятся» (процесс уже начался) и станут для обычных граждан точно такими же, как и деятели РПА.
Личный рейтинг Пашиняна за это время вряд ли повысится, но в любом случае для своего лояльного электората он останется героем, освободившим их от «карабахцев». Как кандидату номер один в списке ГД, ему будет труднее воспроизвестись, чем в качестве кандидата в президенты, которого поддерживает «широкая коалиция партий» (я не буду называть эти партии, они известны).
Таким образом, для снижения рисков имеет смысл изменить конституцию в следующем году, вернуться к президентской системе, а затем на 5 лет избраться президентом Республики Армения.
Что же касается официальных обоснований конституционных изменений, то они будут практически такими же, как в 2014 году: углубление, расширение, распространение демократии и т. д.
Читайте также
Если бы власть действительно заботилась о демократии, она не преследовала бы нелояльных судей, она бы один за другим не принимала законы, ограничивая свободу слова, она не бросала бы в тюрьмы глав общин.
А в том, что большинство граждан в будущем году будет за конституционные изменения, я не сомневаюсь. Им скажут: «Если вы не хотите, чтобы Роберт Кочарян вернулся, то вы должны сказать «да» изменениям», и этим решат вопрос.
Арам АБРАМЯН