Вчера я увидел видео в социальных сетях, на котором Айк Марутян выступал во время революции 2018 года: истерический крик сменился радостным воем присутствующих. Стилистическая параллель с нацистскими митингами очевидна. (Конечно, различия огромны: во-первых, у наших популистов отсутствует идеология, а во-вторых, репрессии, которые они развязали после прихода к власти, не сравнятся с Германией 30-х годов прошлого века). Цель напоминания ясна: не идеализировать Марутяна. Лично я не идеализирую, я просто фиксирую вполне закономерные противоречия между революционными соратниками.
Однако выступление любимого актера и соответствующий вой напомнили мне другую закономерность. В психологии и политологии это называется «спиралью молчания», когда люди говорят не то, что думают, а то, что, по их мнению, думает большинство или, по крайней мере, то, что заслуживает похвалы этого большинства.
Если вы входите в комнату, где все, скажем, говорят о пользе наркотиков, вы, будучи сторонником здорового образа жизни, тем не менее, вполне возможно, что проявите осторожность: вы либо смягчите точку зрения, либо вообще промолчите.
Возможно, вы не удивитесь, узнав, что автором этой теории была немецкий социолог Элизабет Нойэль-Норман, которая в молодости сотрудничала с Йозефом Геббельсом. Пропаганда Геббельса — классический пример того, как ложное большинство становится настоящим большинством в результате «спирали молчания». В 1931-32 годах большое количество немцев считало нацистские идеи чудовищными, но хранило молчание из-за боязни оказаться в меньшинстве и быть раскритикованным.
Читайте также
Сегодня истерические крики революционеров 2018 года многим кажутся странными, а с другой стороны, многие продолжают радоваться им, хотя я думаю, что ряды радующихся сократились. А некоторым нравятся матерные речи нашего соотечественника, проживающего за рубежом. Возможно, именно они и будут нашим следующим «большинством»?
Арам АБРАМЯН