В интернете распространилась иллюстрация, на которой запечатлен знаменитый монумент «Мать-Армения» — съежившаяся, с мечом на земле, и молодой человек, который собирается уехать из страны, говорит: «Выздоровеешь, тогда и приеду обратно».
Я не знаю, с какой целью была размещена эта картинка – является ли она рекламой или антирекламой эмиграции, кстати, мы живем в эпоху, когда очень трудно отличить одну от другой. Но в любом случае распространение этой иллюстрации причиняет мне боль: в ней, помимо горечи, критики, недовольства есть некий цинизм. Это напоминает мне распространение фотографии оскверненного памятника Вазгена Саргсяна в Шуши сразу после войны, тогда явной целью было сказать нынешней (или, возможно, бывшей) власти: «Вот видите,что вы сделали?». И сейчас, по всей видимости, есть подобная мотивация. Как и тогда, я хочу попросить своих друзей не размещать эту иллюстрацию «эмиграции» на своих страницах. Ведь, в конце концов, речь идет про мать, и если кто-то скажет больной маме, «я сейчас пойду, мам, но обязательно вернусь когда (если) ты поправишься», нам это покажется крайне странным.
Что касается эмигрантов, то, я много раз слышал и читал: «Я здесь временно, посмотрю, как все сложится в Армении, и если все будет хорошо, то поеду обратно». Более того, до 2018 года я слышал более «решительные» заявления. «Как только Сержa «прогонят», я тут же вернусь домой». Но они не только не вернулись после того, как Сержа «прогнали», но эмиграция продолжилась, по крайней мере, такими же темпами. И я сомневаюсь, что единственная причина тому — поражение в войне.
Естественно, я не собираюсь брать на себя роль судьи: каждый вправе устраивать свою жизнь так, как считает нужным, и причины эмиграции могут быть самыми разными. Речь идет об иллюзиях, которые есть у тех, кто остался в Армении, и у тех, кто уехал: как будто вся проблема в Серже или Николе и в том неправильном «условии», которое люди ставят перед собой: «вот, когда в Армении к власти придут патриотичные и порядочные люди… ».
Читайте также
Тот, кто знает, ради чего он живет, может вынести любое «как», то есть любые жизненные обстоятельства. Это высказывание Фридриха Ницше, на мой взгляд, вполне применимо не только в личной, но и в общественной жизни. И опять же возникает вопрос, которым я в последнее время задавался не раз. Зачем нам, армянам, нужно государство?
Для того, чтобы установить демократию и рыночные отношения? Чтобы освободить Карс и Ардаган? Или наказать «бывших»? Чтобы ответить на этот вопрос приличия и патриотизма у нас или у властей недостаточно. Но выбор людей зависит от ответа на этот вопрос: почему я должен жить в Ереване, а не, скажем, в Челябинске или Глендейле?
Очень желательно, чтобы хотя бы этот вопрос люди себе задавали.
Арам АБРАМЯН