В ходе видеомоста Ереван-Москва на тему «Армения-Турция: чего ожидать?» тюрколог, академик Рубен Сафрастян, напомнил заявление Эрдогана, сделанное им в ноябре и отметил, что он повторил свои же слова, озвученные еще в 2013 году – 21 век будет эпохой Турции. Рубен Сафрастян напомнил также, что об этом еще в конце прошлого века заявлял тогдашний президент Турции — Тургут Озал, и Эрдоган, по сути, в точности вторит ему.
Во-первых, на чем основано такое утверждение? «В начале века Турция под руководством Партии справедливости и развития достигла ощутимых результатов в экономике. Турция вооружается, и я полагаюсь на официальные заявления турецкого руководства. В частности, глава военно-промышленного комплекса страны недавно заявил, что Турция обеспечивает себя военными технологиями на 71%, что является довольно серьезным.
При Эрдогане эта партия добилась и других успехов. Тем не менее, я более чем скептически отношусь к заявлению Эрдогана, потому что Турция в первые два десятилетия 21-го века продемонстрировала, что, несмотря на некоторый экономический успех, она остается страной, которая не только географически, но и по уровню развития в целом не входит в первую или вторую десятку технологически развитых стран. Это страна, которая пытается догнать развитые страны, и ей предстоит пройти довольно долгий путь.
Во-вторых, если серьезно рассматривать вопрос о многонациональности турецкого государства, то эта страна сталкивается с серьезными проблемами. Первая проблема — это курдский вопрос, который является экзистенциальным для Турции. Общая национальная идентичность курдов развивается довольно быстро. Я думаю, что в ближайшие два-три десятилетия мы станем свидетелями такого всплеска национальных идей, такого усиления курдского национально-освободительного движения, что, по всей вероятности, Турции будет очень сложно справиться с сохранением своей территориальной целостности. На мой взгляд, турецкая государственность не может быть препятствием, потому что Турция всегда предпочитает силовые решения национальных вопросов, которые очень часто приводят к геноцидам, таким, как геноцид армян в 1915 году, геноцидные действия против курдского населения в 1936-1937 годах. То есть, турецкая государственная машина напрямую столкнется с курдским движением за национальное освобождение. Другие империи также получат свои выгоды от этой ситуации. Турции будет очень сложно, если, конечно, она выживет.
Третий момент: внешняя политика не способствует тому, чтобы Турция стала одним из мировых центров силы, о чем мечтает Эрдоган. Наоборот, делает слабее. Турция растрачивает экономический потенциал, накопленный за первые 15 лет 21 века. По сути, авантюризм Турции, который проявляется в различных регионах вокруг нее, последствия этой политики будут крайне негативными.
Читайте также
«Этот анализ приводит меня к выводу, что следующие два или три десятилетия станут серьезным испытанием для Турции, будет поставлена под сомнение ее территориальная целостность».
Ашот АКОПЯН