Лента новостей
Новости дня

В Грузии политический кризис и растут пророссийские настроения. Ситуация похожа на украинскую — и вам стоит знать об этой стране больше. Заборона

29 декабря,2021 14:30

Заборона. В Грузии — серьезный политический кризис. В октябре этого года в стране прошли выборы органов местного самоуправления, на которых победила правящая партия «Грузинская мечта». Оппозиция — в основном «Единое национальное движение» Михеила Саакашвили — заняла второе место, хотя очень рассчитывала на победу, ведь тогда в стране объявили бы досрочные парламентские выборы. Возвращение Саакашвили, его арест, голодовка и приговоры по некоторым делам усилили напряженность в обществе. Сейчас Грузия разделилась не только на сторонников и противников Саакашвили, но и на консерваторов и либералов. На этом фоне в стране растут пророссийские настроения.

5 июля 2021 года. В центре Тбилиси, на проспекте Шота Руставели, несколько десятков агрессивных молодых мужчин избивали журналистов. Здесь должен был пройти «Тбилиси Прайд» — шествие представителей и симпатиков ЛГБТ+ людей. Но марш не состоялся — представители «Тбилиси Прайда» признали, что выходить на улицы просто небезопасно. До этого премьер-министр Ираклий Гарибашвили прямо призвал потенциальных участников прайда отказаться от акции. Но их оппоненты все равно пришли. Они разгромили офис «Тбилиси Прайда», сорвали и сожгли радужный флаг, а позже — сорвали флаг Евросоюза со здания парламента Грузии. 

«За нами гонялись, — рассказывает Забороне главная редакторка проекта JAMnews Маргарита Ахвледиани, которая в тот день работала на несостоявшемся прайде. — Мы снимали жилеты с надписью «Пресса», потому что если у вас видели этот жилет, то бежали, хватая булыжники, чтобы разбить голову. Тяжелыми камерами журналистов разбивали головы этим журналистам. [Мы] прятались в магазинах — они ломали двери и врывались туда».

Акция протеста в Тбилиси против жестокого избиения журналистов 5 июля. Фото: Davit Kachkachishvili/Anadolu Agency via Getty Images

Полиция никак не препятствовала агрессивным нападающим. В тот день серьезно пострадали около 50 журналистов, а одного из них через несколько дней нашли мертвым. Его родственники уверены, что причиной стало именно избиение.

«Для меня 5 июля — это точка невозврата, — добавляет Маргарита Ахвледиани. — Это день, когда стало понятно, что ситуация в Грузии перешла через край и, возможно, откатиться назад уже не получится».

«Коци» и «наци»

В начале декабря в Грузии тепло и солнечно — температура на улице доходит до 20 градусов выше нуля. Но на некогда оживленных улочках Тбилиси сейчас почти пусто, как и в многочисленных ресторанах в центре города. В Грузии продолжают действовать строгие ковид-ограничения — в заведения пускают только по QR-коду и даже на улице нужно находиться в масках. Зато ощутимо больше, по сравнению с допандемийными временами, людей, которые просят милостыню, — в основном это местные женщины среднего возраста.

На столбах, заборах и домах все еще много политической рекламы — чаще всего это синие листовки «Грузинской мечты» или бело-красные «Единого национального движения», на которых обязательно изображен Михеил Саакашвили. Выборы в Грузии прошли еще в октябре — но их отголоски слышны до сих пор.

«Люди поделились на условных «коци» — сторонников «Грузинской мечты» и «наци» — сторонников партии Саакашвили [«коци» — сокращенное от «картули оцнэба», так на грузинском читается название партии власти; «наци» — сокращенное от «Единое национальное движение»], — говорит Маргарита Ахвледиани. — И это разделение очень жесткое — вплоть до того, что вас могут высадить из такси, если ваша точка зрения [по политическим событиям в Грузии] не совпадает с точкой зрения таксиста. При знакомстве на вечеринке у вас могут спросить, кто вы: «коци» или «наци»? Распадаются семьи, рушатся дружбы. Даже увеличился уровень домашнего насилия». 

Маргарита Ахвледиани. Фото: Александр Сташевский / Заборона

Мы разговариваем с Маргаритой в одном из тбилисских кафе недалеко от ее дома. У нее всегда мало времени — вот и после нашей встречи Маргарита улетает на очередную конференцию. Проект JAMnews, который она возглавляет, работает в Грузии шесть лет, но его нельзя назвать исключительно грузинским медиа — он освещает события и в Армении, и в Азербайджане. Это, пожалуй, единственное южнокавказское СМИ, которое старается непредвзято подавать информацию о ситуации на Южном Кавказе и в непризнанных «республиках» — Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе. Поэтому журналистам всегда было сложно работать — а в условиях политического кризиса их положение ужесточилось.

Кризис в Грузии длится уже несколько лет. В 2019 году в стране протестовали из-за российской делегации в грузинском парламенте: тогда депутат Госдумы РФ Сергей Гаврилов занял кресло председателя парламента и вел заседание на русском языке. Протесты жестко разогнала полиция, власть назвала происходящее попыткой «государственного переворота», а прокуратура обвинила председателя «Единого национального движения» Нику Мелию в «организации группового насилия». Уже позже, в 2020 году, его арестовали.

В 2020-м Грузия выбирала парламент. С большим отрывом, получив 48% голосов, победила правящая партия «Грузинская мечта». Она у власти в Грузии уже 9 лет, ее основал и возглавляет олигарх Бидзина Иванишвили. Главная оппозиционная партия «Единое национальное движение» Михеила Саакашвили набрала на 20% меньше. Несмотря на такие впечатляющие результаты, в одномандатных округах (выборы проходили по смешанной мажоритарной и списочной системах) партия власти потеряла голоса, а оппозиция, наоборот, добавила. Но все равно объявила выборы фальсифицированными и бойкотировала парламент.

Решать ситуацию пришлось Евросоюзу. План выхода из тупика предложил президент Европейского совета Шарль Мишель в конце 2020 года. По нему власть должна была выпустить оппозиционера Нику Мелию, провести судебные реформы. Кроме того, правительство обязали провести внеочередные парламентские выборы в 2022 году, если на местных выборах 2021 года «Грузинская мечта» наберет меньше 43% голосов. Оппозиция, в свою очередь, должна была прекратить бойкотировать парламент.

«Соглашение подписали после очень тяжелых боев, — говорит Маргарита Ахвледиани. — И вот недавно [летом 2021 года] власть говорит: «А мы передумали и выходим из соглашения». В итоге не будет снижен проходной барьер на следующих выборах [c 5% до 2%], с политической амнистией они отыграли назад. И конечно, это была серьезная заявка для Запада — Мишель лично регулировал эту проблему, на кону стояла его репутация. Они [представители власти] стали позволять себе более резко говорить с западными посредниками».

Пророссийские настроения и насилие

Грузия — очень патриархальная, верующая и традиционная страна. Верность семье и традициям здесь очень чтятся, а священники в селах — до сих пор самые влиятельные и уважаемые люди. На фоне сильных консерваторских настроений, в Грузии набирают вес пророссийские движения.

«С самого начала независимости [Грузии] всегда были люди, которые пытались войти в политику и проводить интересы России, — объясняет Забороне редактор JAMnews Дмитрий Авалиани. — Был, например, бывший глава КГБ [Игорь] Гиоргадзе, который сбежал из Грузии, или глава Аджарии [Аслан] Абашидзе, который очень дружил с Кремлем. Сейчас Кремль делает ставку на консервативные силы. Они декларируют близость к церкви, к традициям и настроены резко антизападно. Они говорят, что главный враг Грузии — это Запад, с ним надо бороться. Отсюда следует пункт два — бороться с Западом нам может помочь только Россия, она единоверная, христианская страна, которая защищает традиционные ценности».

«Долгие годы — еще до Саакашвили и после, начиная с 2010 года, идут масштабные инвестиции в информационное поле Грузии, — добавляет Маргарита Ахвледиани. — Это мягкая сила, которая активно покоряет местные медиа и создает свои. Они работают на грузинском языке и всячески хвалят народ Грузии — необыкновенный и исключительный, который очень портит западное влияние». 

Одна из самых ярких таких пророссийских площадок — телекомпания и интернет-платформа «Альт-Инфо», которая создала свою политическую партию «Консервативное движение» — ее уже зарегистрировало грузинское Министерство юстиции. Председатель этой партии Зураб Махарадзе отказался общаться с Забороной — ему не понравилась статья о сексуальных преступлениях и российском влиянии в Грузинской церкви. Церковь для консерваторов — главный союзник, который очень им помогает, говорит Дмитрий Авалиани.

«Альт-Инфо» не скрывает своей пророссийской направленности. Причем связаны они с самыми радикальными представителями российского национализма — например, с ультраправым Александром Дугиным. На сайте «Альт-Инфо» выходило интервью с ним, а один из спонсоров проекта, консервативный бизнесмен Леван Васадзе, встречался с Дугиным в Москве.

Статья полностью

ЮЛИАНА СКИБИЦКАЯ

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать

Календарь
Декабрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031