В ходе программы «Арересум» (Очная ставка) в павильоне «Аравот» был прокомментирован тот факт, что бюджетом Министерства образования, науки, культуры и спорта на сферу культуры выделено всего 7,3% бюджета. Это рассматривалось в качестве обоснования тому, «насколько культура выпала из поля зрения и насколько недальновидной и разрушительной стало объединение (возможно и целевое) ряда сфер под одной крышей и ослабление национального государства».
Кинодраматург Левон Галстян также не считает целесообразным подобное «сочетание» сфер под одной крышей. «Эти ведомства должны были действовать отдельно, и в этом случае они были бы намного эффективнее, потому что проблем много, и они разные».
Согласившись с тем, что финансирование культуры носит остаточный характер, он добавил. «Меня больше волнует концепция того, что в конечном итоге государство ожидает от культуры. Что для них культура? Это инструмент для решения каких-то существенных проблем или это немой партнер?
Эти приоритеты должны быть четко сформулированы, ценности также должны быть закреплены, четко должны быть сформулированы место и значение национального и общечеловеческого. И пусть не боятся этих формулировок и текстов.
«Знаете, мы живем в странное время, когда нас высмеивают за сформулированные мысли, анализ или разговоры о системе ценностей, вообще, за то, что мы говорим о чего-то заветном, глубоком или фундаментальном».
Читайте также
Левон Галстян добавил: «Иногда национальные элементы связывают с какой-то непонятной отсталостью, неуместным консерватизмом. Это обман, которого следует избегать. Разумеется, следует говорить и об обратной крайности –мещанских проявлениях провинциализма.
И еще один болезненный вопрос — мы должны говорить о нем и признаться себе в этом: многие армяне испытывают брезгливость по отношению к своей национальной идентичности, чувствуют себя некомфортно. Я это знаю, у меня была возможность общаться с такими людьми за время моей работы. В то время я возглавлял Инспекцию по языку, и мой опыт больше связан с этим. «Действительно, многие люди мечтают быть представителями другой нации, потому что факт принадлежности к армянам они воспринимают как несчастье, более того, личную трагедию».
«Является ли армянином человек, который ругает родителей погибших?» — спросил другой гость программы «Арересум», композитор, певец Давид Амалян, старший сын которого — Вардан погиб в 44-дневной войне. — Карин Тоноян, Гегаму Назаряну, и мне тоже в фейсбуке пишут много нехорошего… Теперь, эти люди армяне или нет?»…
Это борьба между представлениями, видением»,- подытожил Левон Галстян. — Это борьба за идеологию, за мир, за наше будущее, наши ценности. За существование и несуществование национальных и ненациональных ценностей, такое тоже есть».
А Давид Амалян подытожил беседу следующим образом. «Сегодня я обращусь ко всем тем, кто считает, что нужно что-то менять в искусстве или культуре… Поскольку мне придется употребить слово «интеллигентный», позволю себе уточнить. Это по профессии вовсе не деятель искусства. Для меня в данный момент интеллигент это тот парень, который стоит на границе. Что касается того, что нужно менять искусство, то это не так. Сегодня у нас нет проблем с искусством, у нас есть проблемы со зрителем… Процитирую Александра Мелконяна — «нам не хватает удивленных глаз».
Анна ИСРАЕЛЯН