JAMnews. В 2012 году, после смены власти в республике, новый президент Леонид Тибилов издал указ о новой госкомиссии – второй по счету — которую возглавил экс-министр иностранных дел Мурат Джиоев.
У комиссии было в распоряжении описание территории Юго-Осетинской автономной области согласно Декрету, но якобы не было точных карт по описанию. Вторая госкомиссия во главе с Джиоевым заказала в Пятигорске на Северо-Кавказском аэрогеодезическом предприятии не карту по описанию границ согласно Декрету №2, а описание государственной границы Республики Южная Осетия с Грузией согласно имеющимся картам. Договор заключили в 2015 году, работу выполнили к концу 2017 года.
Как сообщил в 2020 году сам Джиоев в интервью изданию «Евразия Дейли», «наша комиссия с соответствующими изменениями это описание утвердила. Но чтобы это определение границы и карта, которая есть, были приняты, надо, чтобы они были законодательно закреплены соответствующим законом. Пока в парламенте этот закон не утвержден, это описание не утверждено, поскольку имеется разное понимание ситуации».
Таким образом, с 2009 года то и дело члены комиссий сетуют на отсутствие карт и документов. По словам чиновников, официальных карт по описанию государственной границы нет.
Читайте также
В наличии имеются советские карты 1980-х годов Генштаба СССР, которыми пользовались российские пограничники. Однако эти карты также разнятся, и на некоторых наиболее актуальный и болезненный сегодня для Южной Осетии отрезок границы у села Цнелис вообще не обозначен. На других — граница проходит западнее речки Прона, которая делит село.
Расхождения объясняются тем, что карты составлялись в период СССР в разных институтах, и якобы различия для составителей карт были не принципиальны, поскольку речь шла об административных границах внутри одного государства — СССР.
В 2017 году в республике опять сменилась власть, и новым президентом стал Анатолий Бибилов.
В 2017 году своим указом Бибилов создал новую, третью по счету, комиссию правительства по делимитации и демаркации государственной границы Южной Осетии с Грузией и назначил ее главой вновь Мурата Джиоева. Эта комиссия утвердила описание границы, заказанное в 2015 году в Пятигорске и впоследствии, в 2019 году, представила документ президенту, который, в свою очередь, переадресовал его парламенту.
До того, как эти документы были направлены Бибилову, их изучили в комитете государственной безопасности ЮО. В парламенте тогда отказались проголосовать за описание. По нему якобы республика уступила бы более пяти процентов своей территории.
К тому времени, в августе 2019 года, в районе югоосетинского селения Цнелис Грузия выставила блокпост, который Южная Осетия считает незаконным и добивается его демонтажа путем переговоров на площадке Женевских дискуссий.
Весной 2021 года Бибилов распорядился создать новую, уже четвертую по счету, госкомиссию по границе. Председателем комиссии был назначен депутат-мажоритарий, экс-сотрудник Госохраны Гарри Мулдаров.
В состав новой комиссии вошли также оппозиционные депутаты, которые сегодня обвиняют президента Бибилова в «предательстве интересов Южной Осетии».
Суть разногласий
Президент Бибилов считает упреки оппозиции несостоятельными и обвиняет оппонентов в ангажированности. По словам президента, комиссия во главе с Мулдаровым создана самим Бибиловым и подотчетна главе государства.
Но она не отчиталась о проделанной работе перед президентом и в обход главы государства продавливает обсуждение в парламенте промежуточных и спорных, по мнению Бибилова, результатов, тем самым создавая сомнительные инфоповоды для внутриполитической борьбы.
Бибилов объясняет, что оппозиция заблуждается, и если, следуя ее логике, брать за основу границы, описанные в Декрете 1922 года, то республика теряет часть нынешней территории.
Позиции сторон диаметрально противоположны и услышать друг друга оппоненты не хотят. 30 декабря 2021 года Бибилов прибыл на сессию парламента на принятие законов «Об исполнении госбюджета за 2020 год» и «О бюджете социального фонда за 2022 год». Однако все ожидали обсуждения именно вопросов, касающихся границы.
Заявления президента «не совсем соответствуют действительности», заявил депутат от «Народной партии» Амиран Дьяконов. Оппозиционные депутаты в эмоциональной манере потребовали объяснений от Бибилова.
Члены госкомиссии представили собственную карту, указав на ее расхождения с описанием границы, которая была представлена в парламент в 2019 году.
«Оппозиция недоговаривает», — объясняет источник в правительстве Южной Осетии, комментируя претензии оппонентов.
«В годы СССР границы в ту ли иную сторону сдвигались. Мягко говоря, оппозиция интерпретирует ситуацию в выгодном для себя свете. Она говорит только о западном направлении границ, где якобы Южная Осетия потеряла, но не говорит о южном направлении, где в границах наша республика существенно выиграла».
Что касается так называемой «карты», по которой якобы ЮО теряет 200 квадратных ктлоинтров, по утверждению источника, речь идет об «Описании госграницы между РЮО и Грузией», подготовленном в Пятигорске по заказу главы комиссии Мурата Джиоева. Анатолий Бибилов в этот документ «внес существенные изменения, дополнения, выгодные для нашего государства» и только потом отправил в парламент. И оппозиционные депутаты, по словам источника, были в курсе всех деталей, но политизируют вопрос «в ходе предвыборной борьбы за власть» (Президентские выборы в Южной Осетии состоятся уже весной 2022 года).
А карта, представленная оппозицией в парламент, по словам источника, недостоверна, так как для ее составления «оппозиция наняла какого-то кадастровика, а не профессионального картографа».
Бибилов в своем выступлении вновь озвучил ранее высказанные аргументы о том, что Декрет 1922 года не имеет юридической силы, поскольку он был принят до образования СССР.
«Я говорил и повторяю, если обозначить границу по Декрету 1922 года на карте, то Гуджабар, Орчосан и некоторые другие населенные пункты остаются за пределами Южной Осетии», — отметил Бибилов.
Во время выступления президента депутаты в агрессивной манере стали выкрикивать оскорбления. В конфликт вмешались сотрудники Госохраны, но Бибилов попросил их покинуть зал заседаний.
Он назвал заявления оппозиции ошибочными, кроме того указал на нарушения в деятельности комиссии, напомнив, что та по-прежнему работает без утвержденного положения о комиссии. Соответственно, ее работа нелегитимна вне зависимости от итогов деятельности.
Несколько раз представители «Ныхас» и «Народной партии» пытались сорвать выступление президента, который в своей речи также выступил с обвинительной риторикой в адрес оппонентов.
Статья полностью
Жана Тарханова
Цхинвал