А турецко-азербайджанский тандем приучает официальный Ереван к переговорам в атмосфере перестрелок, приграничной напряженности и террора
В последний раз лидеры Армении и Турции встречались более десяти лет назад — в 2008 году в Ереване, затем в 2009 году в Бурсе. После долгой паузы в инициированном Сержем Саргсяном процессе «футбольной дипломатии» ныне предпринимается новая попытка нормализации армяно-турецких отношений. Армения и Турция, не имеющие дипломатических отношений почти 30 лет и живущие в условиях закрытых границ, в прошлом году, спустя месяцы после 44-дневной войны, заговорили о нормализации отношений, возобновлении транспортных и экономических связей, установлении мира и стабильности в регионе.
Недавно стало известно, что официальная Анкара назначила бывшего посла Турции в США Сердара Кылыча посланником по прямым переговорам с Ереваном. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу 13 декабря заявил о решении назначить посланников для прямых переговоров. С опытным дипломатом Сердаром Кылычем с армянской стороны переговоры по нормализации отношений будет вести вице-спикер парламента Рубен Рубинян. На днях Сердара Кылыча принял министр обороны Турции Хулуси Акар. Из страницы Минобороны Турции в Твиттере можно узнать, что первая встреча послов состоится 14 января, в Москве.
Как Москва, так и Запад проявляют заинтересованность в возможном сближении Армении и Турции, публично поддерживая эти усилия.
Подходы третьих сторон понятны с экономической точки зрения. С политической точки зрения есть некоторые сложности. Как третьи страны, так и Турция проводят четкую политику усиления своего влияния на Южном Кавказе. Правительство Эрдогана даже не скрывает своих амбиций. Если даже Западу и Москве не очень нравятся масштабы амбиций турецких властей в различных конфликтах, в постсоветских республиках и в частности на Южном Кавказе, они открыто не выступают против Анкары, а в рамках партнерских отношений пытаются уравновесить шаги Турции. И Эрдоган, видимо, знает «красные линии», которые ему не стоит переходить. За Южный Кавказ продолжается непримиримая, но молчаливая борьба, и это процесс, напоминающий «кипящий котел».
Читайте также
Власти Армении вступили в контакты Ереван-Анкара после поражения в 44-дневной карабахской войне, а значит, это, мягко говоря, крайне неблагоприятный период с точки зрения защиты интересов Армении. Хотя турецкие власти, излагая свои позиции и требования другим странам, не обращают особого внимания на силу или слабость властей другой страны. По крайней мере, публично Анкара всегда демонстрирует, что не уступит в том или ином вопросе.
Требования турецких властей к Армении также ясны.
Казалось, что с окончанием 44-дневной войны, развязанной Анкарой и Баку против Арцаха, требования турецких властей по Карабаху отойдут в прошлое, но оказалось, нет… Анкара ожидает и будет требовать от Армении подписания мирного соглашения с Азербайджаном, т.е. признания территориальной целостности Азербайджана, что будет означать отказ от статуса Нагорного Карабаха. Плюс ожидания турецко-азербайджанского тандема по «Зангезурскому коридору». И следующим важным вопросом для Анкары, безусловно, является требование «забыть» вопрос Геноцида армян официальным Ереваном. Иными словами, в процессе нормализации армяно-турецких отношений требования Анкары к Еревану не убавились, они увеличились.
Следовательно, вопрос: согласен ли официальный Ереван с требованиями Анкары, и с какими ожиданиями и повесткой власти Армении идут на переговоры, кроме заявлений об установлении отношений: по каким вопросам уступает Анкара, если Ереван идет на тот или иной шаг? То есть, по большому счету, база повестки дня армянских властей общественности не известна. Хотя понятно, что подробности переговоров будут держаться в секрете, однако турецкие власти обязательно продемонстрируют, чего они добились и в чем уступила армянская сторона. Естественно, Анкара попытается любезничать с армянскими властями, чтобы показать, насколько позитивно она относится к армяно-турецкому диалогу. Анкара уже расхваливает власти Армении, тогда как официальный диалог даже не начинался.
В начале января госсекретарь США, внимательно следивший за новым процессом нормализации армяно-турецких отношений, провел телефонный разговор с министром иностранных дел Турции, в ходе которого, среди прочего, Энтони Блинкен и Мевлют Чавушоглу обсудили назначение Турцией специального представителя по диалогу с Арменией. В официальных заявлениях сторон не уточняется, что именно Энтони Блинкен и Мевлют Чавушоглу говорили об армяно-турецких отношениях. Однако Чавушолу в одном из интервью рассказал некоторые интересные подробности об армяно-турецком диалоге. Глава МИД Турции, в частности, сообщил, что он и министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян имели возможность поговорить в начале декабря в рамках СМИД ОБСЕ в Стокгольме. Интересно, что министерства двух стран об этом неформальном контакте ничего не сообщили.
«Министр иностранных дел Армении – друг с позитивным подходом к нормализации армяно-турецких отношений. Я называю его так, потому что мы уже подружились, встретившись ним в Стокгольме. «До ужина мы имели возможность перекинуться парой слов, мы говорили о назначении спецпредставителей, я сообщил, что в ближайшее время объявим о посланниках, он с удовлетворением принял это и подчеркнул необходимость встречи послов в короткие сроки»,- отметил Чавушоглу.
Затем он отметил, что поступающие из Армении сигналы и предпринятые шаги показывают, что на данный момент армянская сторона настроена позитивно, но это должно быть долгосрочным. Глава МИД Турции также подчеркнул, что они вступают в диалог без предварительных условий, но по некоторым вопросам невозможно иметь одинаковое мнение. Имея в виду вопрос признания Геноцида армян, Чавушолу выразил уверенность, что армянская сторона не выдвинет такого предусловия, понимая, что это нереалистично. «Если мы начнем с предварительных условий, этот процесс не никуда не приведет». Кстати, в том же интервью Чавушолу также положительно отозвался о посланнике Армении Рубене Рубиняне, заявив, что глава турецкой делегации в ПАСЕ Акиф Чагатай Кылыч знаком с Рубиняном и, по их мнению, «является человеком с добрыми намерениями в деле нормализации армяно-турецкие отношения , который хорошо знает Турцию».
Как мы видим, Чавушолу уже называет Арарата Мирзояна «другом», но, отмечая, что они вступают в диалог «без предварительных условий», добавляет, что по некоторым вопросам будут разногласия. Напомним также об одном важном обстоятельстве: Чавушолу уже неоднократно заявлял, что Анкара будет согласовывать свои шаги с Азербайджаном в течение всего процесса нормализации отношений с Арменией. Иными словами, любое отклонение от того курса, который официальная Анкара представляет правильным в процессе армяно-турецких отношений, будет напрямую сказываться на проблему Армения-Азербайджан, и об этом было открыто и четко заявлено заранее.
И в конце, есть ли у властей Армении объяснение тому, почему Баку решился на провокации на границе за несколько дней до начала первого официального контакта между Арменией и Турцией? (11 января в результате провокации азербайджанских подразделений погибли трое армянских военнослужащих в восточной части армяно-азербайджанской границы). Ответ на этот вопрос более чем понятен. Турецко-азербайджанский тандем приучает официальный Ереван к переговорам с ними в условиях постоянных перестрелок, напряженности на границе и террора, будучи уверенным в том, что у побежденных армянских властей никогда не хватит смелости покинуть стол переговоров, не говоря уже о том, чтобы «перевернуть» его.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»