По словам собеседника «Аравот», Чрезвычайного и Полномочного Посла РА, бывшего министра иностранных дел Арцаха Армана Меликяна, это зависит от Москвы.
– Секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян, подтверждая позицию РА, заявил, что площадкой для урегулирования карабахского конфликта является Минская группа ОБСЕ, официальная Москва также не возражала против этого формата, следовательно, на ваш взгляд, будет ли организован визит сопредседателей в регион и каких результатов можно ожидать?
– Возможность активизации деятельности Минской группы во многом будет зависеть от перспектив выхода из глубокого военно-политического кризиса, который сейчас есть в отношениях Россия-США-ЕС. Известно, что дорога, ведущая в остальную армянскую часть Арцаха контролируется российскими миротворцами, и въезд туда сопредседателей может состояться только с их согласия. И для этого миротворцам, вероятно, придется получить согласие Баку. Россия сама является сопредседателем Минской группы и сталкивается здесь с достаточно деликатной проблемой: с одной стороны, Кремль подписал трехстороннее заявление с Баку и Ереваном о создании новой платформы для нормализации армяно-азербайджанских отношений, а с другой стороны, он остается сопредседателем Минской группы.
При этом, от Москвы теперь зависит, сможет ли тройка сопредседателей Минской группы посетить Арцах из Армении или же придется рассматривать возможность въезда исключительно из Азербайджана. Другими словами, теоретически может быть так, что по просьбе Баку Россия, член Минской группы, воспрепятствует въезду сопредседателей Минской группы, США и Франции, из Армении в Арцах. Правда, можно допустить и третий вариант: тройка сопредседателей может добраться до Степанакерта самолетом, например, из Тбилиси. В любом случае подождем хотя бы промежуточных итогов российско-американских переговоров, они также могут внести конкретность в будущее Минской группы.
Читайте также
– Из ответов министра иностранных дел РА Арарата Мирзояна на вопросы депутатов становится ясно, что Армения не предлагает вывод вражеских войск со своей территории в качестве предварительного условия демаркации, более того , когда официальный Ереван направил в Баку через Москву предложения по демаркации относительно зеркального отступления войск на участке Сотк-Хознавар, Азербайджан отвергцэто ппредложение. Не означает ли это, что Азербайджан требует демаркации только силой, и этому, по сути, содействует Россия?
– В нашем обществе недостаточно информации, чтобы делать какие-либо объективные выводы. Люди не доверяют ни своему правительству, ни азербайджанцам, ни русским. Российские, армянские и азербайджанские чиновники делают друг другу какие-то предложения, выдвигают требования, обвинения, но наши рядовые граждане не знают, что именно в тайне обсуждает «интернационал» этих чиновников. Логика подсказывает, что армянская сторона в настоящее время не в состоянии решить вопрос силовым путем, хотя бы восстановить территориальную целостность Армении, а Азербайджан вместе со своими союзниками, имея возможность добиться желаемого результата силовым путем, предпочитает оставаться в рамках политико-дипломатического давления.
– В предложениях, представленных Арменией Азербайджану упоминается о зеркальном выводе войск. Зачем армянским войскам отступать, если в соглашении от 9 ноября указано, что стороны останавливаются на своих позициях, а теперь мы видим, что Азербайджан продвинулся вперед, более того, нарушает предусмотренную тем же документом дпговоренность о возврате пленных? Считаете ли вы предложение армянской стороны логичным и оправданным?
– Полагаю, что для властей Армении это предложение рассматривается как возможный способ вывода азербайджанских вооруженных сил с территории Республики Армения без военного противостояния. Другими словами, официальный Ереван хочет решать проблемы, возникшие в сложной ситуации, по отдельности. Вряд ли Азербайджан захочет принять предложения официального Еревана, поскольку очевидно, что оккупация части территории Армении является одним из инструментов, используемых для реализации более комплексной программы.
– Как бы вы оценили заявления Президента Арцаха Араика Арутюняна, связанные с поручением СНБ и возможными кадровыми изменениями? Ожидаете ли вы серьезных изменений?
– Могут быть кадровые перестановки, но я не думаю, что они дадут существенное, радикальное улучшение системы управления. Однако, даже если они внесут что-то новое, подарят людям надежду на то, что в сложившейся ситуации можно улучшить бытовые вопросы, это будет положительный результат. Очень важно, чтобы у людей были лучшие средства защиты на земле. Если правительство сможет это обеспечить, оно завоюет доверие граждан и заложит основу для дальнейшего тесного сотрудничества.
– Как бы вы охарактеризовали нынешний этап так называемого армяно-турецкого диалога, тем более что официальная Анкара еще до начала этого диалога публично поставила перед Арменией условия, значит ли это, что диалог Армения-Турция начался с предусловий?
– В настоящий момент Армения не может избежать этого диалога по ряду объективных и субъективных причин. Я считаю, что диалог более полезен во всех случаях, чем вообще без него. Он позволит не только обсудить темные и кровавые эпизоды прошлого и настоящего, но и попытаться поискать возможности иметь общие интересы в будущем. И делать это не отрицая прошлого, а ради будущего.
Татев АРУТЮНЯН
Газета «Аравот»