Баку негативно отреагировал на предложения Армении касательно начала процесса демаркации и делимитации. По словам министра иностранных дел Азербайджана Джейхуна Байрамова, нет необходимости разрабатывать «креативные» подходы к демаркации, необходимо признать международные границы.
Но можем ли мы сказать, что сегодня между Арменией и Азербайджаном существуют международно признанные границы? Отвечая на этот вопрос в программе «Арересум» газеты «Аравот» заведующий отделом картографии Института народного хозяйства СССР, директор издательства «Наапет», Сен Ованнисян заявил: «Могу точно сказать, что их нет и не может быть в ближайшие годы».
Президент России Владимир Путин уже заявил, что карты внутреннего разграничения республик СССР находятся в Генеральном штабе Вооружённых Сил России. А премьер-министр РА Никол Пашинян выразил убеждение в том, что «упомянутые президентом России карты если не на 100, то на 99% совпадают с границами РА, описанными в Законе об административном делении Армении». Понятно, о каких именно картах идет речь? Отвечая на вопрос, доктор географических наук, профессор Максим Манасян отметил ․ «Могу однозначно сказать, что правильно брать за основу карты 20-х годов. В юридическом и других отношениях они более правильны». По его словам, на этих картах Арцвашен соединен с Арменией, анклавов нет. «А дороги, которые сегодня премьер-министр считает азербайджанскими, в основном находятся на территории Армении», — добавил г-н Манасян.
Какие из этих карт имеют юридическую силу? «Могу однозначно сказать, что ни одна карта не имеет юридической силы», — ответил на вопрос Сен Ованнисян. Карты, являющиеся правовой основой для демаркации, должны быть утверждены, подписаны руководителями Советской Республики Армения и Советской Республики Азербайджан
Читайте также
Однако г-н Ованнисян настаивает: «Нет никаких подписанных и утвержденных карт. Я был с Грантом Восканяном (1975-1985 гг. секретарь ЦК Коммунистической партии Армении, 1985-1990 гг.председатель Президиума Верховного Совета Армянской ССР – ред.), географом по профессии, и он сказал мне: «когда он был председателем Верховного Совета, у них такого документа у них не было».
Сен Ованнисян принес с собой в редакцию многочисленные карты, изданные в 1920 году и в последующие годы, которые он показал во время передачи. По его словам, их оригиналы находятся в Национальной библиотеке Парижа.
Обращались ли государственные органы за получением этих документов? Отвечая на вопрос, Максим Манасян сказал․ «К сожалению, сегодня нет желания прислушиваться к мнению ученых и специалистов, да и не прислушиваются».
Анна ИСРАЕЛЯН
П.С. В завершение беседы была также затронута тема спекуляций вокруг имени Гарегина Нжде, для пресечения которых три года назад Союз армян России написал письмо премьер-министру РА Пашиняну, предложив на государственном уровне инициировать формирование российско-армянской комиссии по защите репутации Гарегина Нжде. Согласно заявлению САР, «это позволило бы получить доступ к соответствующим российским архивам для установления истины. В ответ нам, как неправительственной организации, посоветовали не вмешиваться в этот вопрос, так как, якобы, «этим вопросом уже занимаются на высшем уровне власти». Нашим собеседникам вовсе не было очевидно, что этим вопросом действительно занимаются.