«Мы не должны обманывать себя. Не мы открываем или закрываем эпоху мира. Когда весь регион готовится к войне, когда наши соседи вооружаются, постоянно наращивая свои боевые и наступательные возможности, об установлении мира не может быть и речи. Мы должны понять суть нашего конфликта: это глубокий цивилизационный конфликт между армянским и турецким этносами. Невозможно решить этот конфликт с помощью договора или подобного рода бреда об эпохе мира. Мы должны поставить правильный диагноз, чтобы иметь возможность решить проблему», — в беседе с Aravot.am сказал исполнительный секретарь партии «Национальная повестка» Ара Гаспарян.
По словам нашего собеседника, у нас не может быть мира еще долгое время. «Если хотите мира, то нужно заплатить цену». На замечание о том, что мы заплатили, и ценой был Арцах Ара Гаспарян возразил: «Нет. Не таким образом. Цена мира — резкое увеличение ваших военных и оборонных возможностей. Иной цены нет. То, что говорит власть (платить Арцахом – Н.Г. ), – это путь к самоуничтожению. Если мы не хотим быть уничтожены, мы должны подготовиться к тотальной, общенациональной войне. Это единственный путь, и «Национальная повестка» неоднократно об этом заявляла».
По словам Ара Гаспаряна, для этого нужно новое национальное правительство и политическое решение, государственные подходы, в результате которых армия будет модернизирована на разных уровнях.
«В регионе, где проблемы решаются железом и кровью, мы хотим выжить со своей демократией. С таким настроем невозможно, в нас должны сработать инстинкты самосохранения», — считает наш собеседник, добавляя, что Армения должна перейти к концепции нация-армия, реализация которой должна осуществляться на нескольких уровнях.
Первый уровень – это тотальное вооружение населения: «Армянин должны иметь навыки обращения с оружием. В стране должны быть стрельбища, должна быть соответствующая система, люди должны иметь возможность тренироваться. Люди должны иметь личное оружие. Я говорю о гражданском оружии. Не говоря уже о приграничных деревнях. Все жители приграничных деревень должны быть вооружены».
Читайте также
Второй уровень — это включение людей в общую систему обороны, будь то добровольцы, резервисты или кто-то еще, потому что вооруженный человек должен быть частью системы обороны, чтобы иметь возможность стоять рядом с армией сразу же, если возникнет необходимость. Естественно, здесь есть важная задача – модернизация резервной системы. «Мы должны создать быстро мобилизуемый профессиональный резерв. Мы должны превратить страну в военный лагерь и регулярно проводить учения, чтобы люди знали, какие военные задачи они будут решать в случае войны».
Третий уровень – реформы в армии. По мнению нашего собеседника, сделать их следует в рамках концепции сетецентрической войны. Эта концепция не нова, она была разработана во второй половине 1990-х годов в США. Это система повышения боеспособности вооруженных сил с использованием информационных технологий, которая, кстати, использовалась нашим противником в 44-дневной войне. Другими словами, это система, в которой взаимосвязаны и быстро взаимодействуют друг с другом те, кто собирает разведданные, принимает решения и ведет огонь.
Наше поражение в 44-дневной войне Ара Гаспарян связывает не только с проблемами в нашей армии. По его оценке, это было организованное изнутри поражение. Однако альтернативы модернизации армии он сегодня не видит, на что, впрочем, убежден, что действующая власть не пойдет.
Нелли ГРИГОРЯН