Около месяца назад наши известные деятели культуры старшего поколения встретились с исполняющим обязанности президента Республики Армения Аленом Симоняном. Встреча получила широкий резонанс в соцсетях среди пользователей с оппозиционными взглядами. Должен сказать, что фотографии с той встречи меня тоже особо не обрадовали. Однако для меня то, что эти люди сделали для нашей культуры, в сто раз важнее, чем то, когда и с каким чиновником они обедали. Такие встречи забываются через несколько дней, и, скажем, искусство Чекиджяна или Амирханяна станет источником вдохновения для последующих поколений армян.
Я вспомнил этот эпизод из-за недавнего спора в Национальном собрании. Депутат от ГД нелестно отозвался о наших знаменитых спортсменах Генрихе Мхитаряне и Левоне Ароняне. Понятно, что политик должен так говорить исходя именно из политических мотивов: у футболиста и шахматиста мирового уровня хорошие отношения с представителями «предыдущей власти». Аргумент представителя ГД заключается в том, что когда в США судили Мохамеда Али или Роберта Фишера, американцы не протестовали по поводу того, что судят их чемпионов. Проведенная параллель неверная. Если Аронян или Мхитарян совершат противозаконное деяние, то никто в Армении не будет протестовать против привлечения их к ответственности.
Но не выступать под армянским флагом — другое дело. Говорить, что «чем больше таких людей уйдет, тем быстрее наша страна очистится», я думаю, это не государственный подход. (Напоминает пафос советских деятелей, когда какой-нибудь спортсмен или деатель культуры из той или иной страны «не возвращались» на родину). Два упомянутых армянских спортсмена не загрязняли нашу страну, чтобы уйдя мы могли очистить ее, наоборот, они принесли славу и честь Армении.
Причины ухода Ароняна, кстати, напрямую связаны с поведением госструктуры. Некоторые чиновники минобразования решили, что у него, как у шахматиста, «нет потенциала», что явно противоречило высокому международному рейтингу шахматиста. Мне кажется, что наше государство и общество должны гордиться талантливым сынами нации, особенно армянами, состоявшимися в независимой Армении.
… В 1962 году в СССР с гастролями приехал русский композитор Игорь Стравинский, обосновавшийся в Европе, а затем в Соединенных Штатах. До этого – в 1940–1950 годах он подвергался резкой критике со стороны советских агитаторов. Спустя годы после этого события я спросил одного из наших профессоров консерватории, в чем причина такой перемены в отношении советской власти. Ответ моего преподавателя был следующим. «Причина в его «калибре»: почему они должны отдавать его кому-то другому?»
Арам АБРАМЯН