Кремль уклонился от упоминания обращения Армении к Минской группе ОБСЕ
В переданных из Баку Еревану предложениях, по большому счету, нет ничего неприемлемого, в комиссии по внешним связям НС заявил на днях министр иностранных дел Арарат Мирзоян. Так, можно сказать, официальный Ереван отреагировал на представленные Баку 5 пунктов на уровне министра иностранных дел.
Напомним, что Азербайджан, в частности, предложил признать целостность друг друга, не предъявлять друг другу территориальных претензий, провести демаркацию, установить дипломатические отношения и открыть транспортные пути. «Наше восприятие таково, что, по сути, в отправленных нам 10 марта азербайджанских предложениях нет ничего неприемлемого, другой вопрос, что эти предложения не в полной мере затрагивают возможную повестку всеобъемлющего армяно-азербайджанского мира, и наши ответы должны дополнить эту повестку дня. Мы обратились к сопредседателям Минской группы ОБСЕ, могу сказать дословно, чтобы организовать переговоры по мирному договору на основе Устава ООН, Международного пакта о гражданских и политических правах и Хельсинкского Заключительного акта», — заявил министр в Национальном собрании.
Что касается реакции Минской группы ОБСЕ на официальное предложение из Еревана, Мирзоян сказал, что ответит на вопрос в ходе закрытого заседания. Тем не менее Мирзоян подчеркнул, что «все права армян Арцаха и статус Арцаха» остаются для Армении основополагающими.
Интересно, что Мирзоян не объяснил тот факт, что официальный Баку представил пакет из 5 пунктов сразу же после обращения Еревана к Минской группы ОБСЕ касательно мирных переговоров с Азербайджаном. Отметим, что министр иностранных дел Азербайджана Байрамов выразил надежду, что «Армения с легкостью примет новый азербайджанский документ».
Таким образом, следует констатировать, что подписание мирного соглашения с Азербайджаном находится в повестке дня властей Армении и является одной из целей правительства. Официальный Ереван видит урегулирование карабахского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, но неясно, начнут ли они переговоры в рамках МГ ОБСЕ по уточнению статуса Нагорного Карабаха. Для начала переговоров с Баку Ереван упоминает Хельсинкский Заключительный акт, тремя основными положениями которого являются принципы неприменения силы или угрозы силой, территориальная целостность государств, равноправие народов и право на самоопределение.
Читайте также
И, наконец, отступили ли азербайджанские власти от своей позиции по «Зангезурскому коридору»? На днях в беседе с «А1+» член фракции «Гражданский договор», председатель постоянной комиссии НС по вопросам европейской интеграции Арман Егоян отметил, что «за последние один-два месяца он не слышал от Турции требования касательно «Зангезурского коридора». Он добавил, что, по его мнению,Турция отступила от этой идеи в результате роли геополитических центров, в частности Ирана. «То, что Азербайджан и Турция считали «Зангезурским коридором», было не идеей что-то соединить или разъединить, это была идея отделить Армению от Ирана. Я думаю, что они отступили от этого требования».
Мы ранее уже обсуждали позиции Франции и США в Минской группе ОБСЕ. А какова позиция России — еще одного сопредседателя Минской группы ОБСЕ и стратегического союзника Армении и Азербайджана.
16 марта состоялся телефонный разговор Пашинян-Путин, в ходе которого также обсуждалась инициатива Армении касательно переговоров по мирному соглашению в рамках Минской группы. «Никол Пашинян и Владимир Путин коснулись также обращения Армении к сопредседателям Минской группы ОБСЕ относительно организации переговоров по мирному соглашению», — говорилось в сообщении правительства РА. Однако какова позиция России в этом вопросе, неизвестно.
А вот в сообщении Кремля о том же телефонном разговоре Пашиняна и Путина вообще не упоминалось «обращение Армении к сопредседателям Минской группы ОБСЕ». В нем говорилось лишь о том, что Никол Пашинян проинформировал о последних контактах касательно армяно-азербайджанского и армяно-турецкого процессов урегулирования.
Отметим, что из России был ответ на уровне представителя МИД . «Мы приветствуем готовность Баку и Еревана приступить к разработке мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией и подтверждаем нашу готовность всемерно поддерживать переговорный процесс», — сказала официальный представитель МИД России Мария Захарова, однако посчитала необходимым подчеркнуть, что пока еще рано говорить о сроках подписания мирного соглашения.
Следует также отметить, что 21 марта состоялся телефонный разговор между министром иностранных дел Республики Армения Араратом Мирзояном и министром иностранных дел Российской Федерации Сергеем Лавровым. В сообщении, распространенном МИД РА, говорилось, что стороны обсудили реализацию договоренностей, достигнутых трехсторонними заявлениями от 11 января и 26 ноября 2021 года. «Министр иностранных дел РА представил ситуацию, сложившуюся в результате провокаций и нарушений режима прекращения огня со стороны Азербайджана на армяно-азербайджанской приграничной зоне и в Нагорном Карабахе. Арарат Мирзоян также представил своему коллеге позицию армянской стороны относительно начала переговоров по мирному соглашению между Арменией и Азербайджаном, в этом контексте была отмечена роль сопредседателей Минской группы ОБСЕ. В ходе телефонного разговора стороны также коснулись процесса нормализации армяно-турецких отношений».
В тот же день состоялся телефонный разговор Лаврова со своим азербайджанским коллегой Джейхуном Байрамовым. В МИД России вновь сообщили, что стороны обсудили рализацию ключевых положений соглашений, подписанных лидерами Армении, Азербайджана и России 9 ноября 2020 года, а также 11 января и 26 ноября 2021 года. Кроме того, министры коснулись и дальнейшей работы консультационной площадки «3+3».
Итак, выступает ли Россия за перезапуск Минской группы ОБСЕ или предпочитает сохранить роль единственного посредника в армяно-азербайджанских контактах и продолжить трехсторонние переговоры исключительно под собственной эгидой? В условиях российско-украинского противостояния решение Москвы, вероятно, будет зависеть от других обстоятельств. На данный момент можно лишь констатировать, что ожидания Москвы относительно продолжения деятельности Минской группы ОБСЕ, сроков подписания армяно-азербайджанского мирного соглашения, носят сдержанный характер.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»