В воскресенье в Веди прошли выборы в совет старейшин. По предварительным результатам, правящая партия «Гражданский договор» набрала наибольший процент голосов. Хотя использование государственного и административного ресурсов очевидно, однако результаты голосования, похоже, не были сфальсифицированы. На мой взгляд, в Веди, как и во многих других городах Армении, значительная часть населения поддерживает партию Пашиняна.
Этот феномен весьма доступно объяснил один из представителей электората правящей партии. Если вкратце переизложить сказанное им, то смысл такой: конечно, жаль, что в Арцахе гибнут солдаты и людей выселяют из домов, но это, в конце концов, не наша проблема. Почему гражданин так считает? Потому что в этой трагедии виноваты «бывшие власти».
Давайте не будем спешить обвинять гражданина, тем более пытаться навешивать на него ярлыки. Давайте разберемся, почему он так думает и что приводит к подобному мышлению. Мне кажется, что мы имеем дело с психологическим механизмом «вытеснения», «подавления» («repression» — согласно психоаналитической теории), когда люди отгоняют естественную тревогу, страх, внушая себе, что а) опасность далеко и напрямую им не угрожает, б) то, что произошло и происходит, не входит в их ответственность, это заговор каких-то полумифических вражеских сил.
Когда срабатывает такой механизм самозащиты, любая катастрофа, любая трагедия, которая случилась или может случиться с данным человеком, воспринимается с неким равнодушием, апатическим бездействием. Иными словами, если (не дай Бог) враг придет в дом этого человека и выгонит его, то он, скорее всего, подумает: «Ну что поделать? Это все дело рук «бывших». («Бывших» можно с успехом заменить русскими, американцами или, скажем, «глобалистами»). Возможно, это покажется абсурдным или удивительным, но такое «подавление» утешает людей, успокаивает их совесть. Не только рядовых граждан из Веди, но и сотен тысяч людей, в том числе и высшего руководства нашей страны.
Читайте также
Именно это, на мой взгляд, является одной из главных, глубинных причин поражения в последней войне. У нас не было психологического мобилизационного ресурса, у нас не было общих национальных целей (сколько бы мы ни говорили о них на протяжении 26 лет), у нас не было всеобщей решимости защищаться. Речь идет о всеобщем сопротивлении, а не о подвигах самоотверженных героев, свидетелями которых мы стали. То судьбоносное мышление, которое я описываю, возникло,естественно , не в 2018 году. Просто Пашинян, прекрасно чувствуя общественные настроения, смог умело их «оседлать» и решить проблему смены власти.
Общественная апатия (настроения в духе — «ну что поделаешь?») преодолевается в первую очередь изменением государственной политики. Пока я не вижу плана таких изменений ни у власти, ни у оппозиции.
Арам АБРАМЯН