Еще с середины марта международные и местные экономисты прогнозируют глобальный продовольственный кризис и дефицит, обусловленный российско-украинской войной, а также жесткими санкциями Запада в отношении России. Понятно, что чем дольше будет продолжаться война, тем глубже будет кризис. Россия является крупным торговым партнером Армении, в том числе на рынке продовольствия. Наш товарооборот с Россией в 2021 году составил 2 миллиарда 629 миллионов долларов. На долю России приходится 98,9% импортируемой в Армению пшеницы. Это и стало причиной общественной паники в Армении, когда Россия временно запретила экспорт ряда продуктов питания, в том числе зерновых культур — пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы, а также сахара и тростникового сахара.
Несмотря на это, в середине марта правительство заверило, что дефицита продовольствия в Армении в ближайший месяц не будет.
Поскольку Армения является членом Евразийского экономического союза, «Аравот» попыталась выяснить, в качестве партнера, данной структурой какие шаги предпринимаются для поставки определенного количества указанных товаров в страны-члены ЕАЭС, в частности в Армению, для того, чтобы не было продовольственного дефицита.
В ответ на наш вопрос член Коллегии по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Артак Камалян заверил: безусловно, вопросы, касающиеся обеспечения стран ЕАЭС сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в необходимом объеме, находятся в центре внимания Евразийской экономической комиссии.
Читайте также
По его словам, в частности, 17 марта Совет ЕЭК принял решение на полгода освободить от ввозной таможенной пошлины большую группу товаров, в том числе продовольственные. «Кроме того, 22 марта на площадке аграрного блока Комиссии проведено заседание рабочей группы по вопросу оперативных поставок сельхозтоваров. На этом совещании госорганы Союза договорились обменяться сведениями по актуальным потребностям в агропродовольствии, что в первую очередь необходимо для определения квот на их вывоз из России, а также для обеспечения недостающих объемов товаров за счет возможностей других стран-партнеров по Союзу».
На вопрос, какие конкретные шаги предпринимаются для управления последствиями и рисками западных санкций, с целью обеспечения продовольственной безопасности, Артак Камалян отвечает: комплексный анализ влияния санкций на экономики стран ЕАЭС до настоящего времени не проводился, так как существует множество факторов, которые сложно оценить в краткосрочной перспективе. «Поэтому считаю, что в данный момент давать оценку последствиям от вводимых ограничений необоснованно и преждевременно. Учитывая, что стабильное насыщение населения продовольствием является базовым элементом экономической, социальной и политической безопасности, первостепенной задачей сегодня является гарантированное предотвращение перебоев в работе предприятий АПК и дефицита продовольствия на рынке Союза. Подчеркну, ЕАЭС – крупнейший нетто-экспортер сельхозпродукции в мире, в связи с чем дефицит жизненно важных товаров не грозит. В то же время в целях управления рисками от введения санкций и обеспечения продовольственной безопасности в ЕАЭС принимаются решения, направленные на повышение устойчивости экономик государств-членов.
На площадке Комиссии за последние две недели в очень плотном режиме проведена большая работа, итогом которой стал пакет первоочередных мер по стабилизации ситуации. Это совместные меры таможенного регулирования, меры стабилизации финансовых рынков и взаимных расчётов, меры системного развития Союза».
Камалян приводит пример: решением Совета ЕЭК на полгода от ввозной таможенной пошлины освобождены отдельные виды продовольствия и товары, используемые в их производстве: мясо, молочная продукция, овощи, семена подсолнечник, соки, сахар, какао-порошок, аминокислоты, крахмал и прочие пищевые продукты. По его словам, та же мера распространяется на товары, необходимые для производства продовольственной продукции, например, средства защиты растений, сахара, лизин. «Также принимаются и реализуются меры оперативного реагирования в целях недопущения возникновения барьеров и перебоев во взаимных поставках, вводятся совместные меры в отношении вывоза отдельных видов сельхозпродукции за пределы территории ЕАЭС. Кроме того, странам ЕАЭС предложено представить в Комиссию расчетные объемы ежегодного производства и потребления пшеницы и меслина (смесь пшеницы и ржи), ячменя, кукурузы, подсолнечного масла и сахара с целью формирования соответствующих балансов. Для решения текущих вопросов обеспечения продовольственной безопасности на площадке Комиссии проходят заседания рабочей группы, где обсуждаются вопросы оперативных поставок сельскохозяйственных товаров в рамках Союза. Что касается растительного масла, то по словам министра, потребности населения Армении в этом продукте могут быть полностью закрыты за счет поставок из стран Союза, в частности из России. «С учетом проводимой работы, как на уровне национальных профильных ведомств, так и на уровне Комиссии, дефицита продовольственных товаров и кормов для животных на рынке ЕАЭС не ожидается».
Несмотря на то, что регулярные проблемы с грузоперевозками на КПП Верхний Ларс не находятся в рамках полномочий ЕЭК, тем не менее, мы поинтересовались у Артака Камаляна, обеспокоена ли ЕЭК тем, что доставка грузов, в том числе продовольствия в обе стороны, задерживается на длительное время, на рынке образуется дефицит товаров, какие меры может предпринять комиссия для того, чтобы проблема не была столь острой?
Камалян ответил: В ЕЭК отсутствует инструментарий по регулированию вопроса проходимости на контрольно-пропускном пункте в Верхнем Ларсе. Однако в Комиссии проводится работа по совершенствованию транспортных и логистических цепочек поставок, а также упрощению процедур перемещения грузов. «Например, в настоящее время прорабатывается вопрос подготовки концепции формирования товарораспределительной системы ЕАЭС, которая помимо снижения транзакционных издержек для сельхозтоваропроизводителей, позволит повысить уровень физической доступности продовольствия для населения Союза.
Реализация Концепции позволит государствам-членам ликвидировать непрозрачность логистической цепи, нарастить объем складских мощностей, создать унифицированную систему принятия решений и управления товарно-материальными потоками. Кроме того, одним из ожидаемых эффектов станет раскрытие экспортного потенциала наших стран. Общая товаропроводящая сеть позволит расширить географию присутствия продукции Союза в мире за счет организации поставок в более удаленные регионы».
Нелли БАБАЯН
Газета «Аравот»
06.04.2022