Вопрос разблокирования путей сообщения расплывчат, конкретики нет, что дает основание говорить о заявлениях азербайджанской стороны, согласно которым, если Армения не предоставит «коридора» через Сюник без таможенно-паспортного контроля, то Азербайджан посчитает это нарушением документа от 9 ноября и вообще откажется от разблокирования, предпочитая устанавливать связь с Нахиджеваном через территорию Ирана. Можно констатировать, что в вопросе разблокирования путей сообщения есть определенная замораживание ситуации», — в ходе онлайн-дискуссии в пресс-клубе «Статья 3», комментируя результаты встречи Никола Пашиняна и Ильхама Алиева в Брюсселе отмечает политолог Бениамин Погосян (на фото).
В связи с началом подготовки к армяно-азербайджанскому мирному соглашению он отметил: «Мы все понимаем, что эти шаги уже начались, новостей нет. Запускается де-факто новый формат, на уровень ниже глав государств ․ Я имею в виду встречу советника Алиева с секретарем Совета безопасности РА. «Насколько я понимаю, этот формат будет носить регулярный характер».
По словам политолога, единственная договоренность, оговоренная в заявлении, создание до конца апреля комиссии по демаркации. «Я не уверен, что это произойдет. Ранее президент России заявил, что механизмы будут закреплены до конца декабря. Срок прошел, и ничего не произошло. Не удивлюсь, если в конце апреля этой комиссии не будет».
Бениамин Погосян посоветовал властям быть осторожными в подготовке мирного соглашения ․ «Это соглашение подписывается между государствами, которые находились в состоянии войны. Армения и Азербайджан никогда не объявляли войну друг другу, но когда Армения говорит, что готова подписать мирное соглашение с Азербайджаном, это означает, что она признает, что находилась в состоянии войны с Азербайджаном. Если была в состоянии войны, то надо отметить, что начатое в 1988 г. Арцахское движение, которое было вопросом самоопределения, а не армяно-азербайджанским территориальным спором, может рухнуть.
Если была война, то Армения и Азербайджан воевали за определенные территории, на одном этапе победила Армения, на другом — Азербайджан, и стороны решили не начинать новой войны, вести переговоры и подписать мирное соглашение. Мне трудно представить, что в этом соглашении можно будет закрепить Республику Арцах как независимое государство — даже в ее нынешних границах. Власти должны подумать, нужно ли говорить об армяно-азербайджанском мирном соглашении с точки зрения международного права. Никто не оспаривает тот факт, что демаркация должна быть, но для этого государствам не обязательно подписывать мирный договор».
Читайте также
По словам Погосяна, создание комиссии по демаркации и делимитации и сам процесс отличаются и могут растянуться даже на десятилетия. «Есть неопределенный вопрос ․ На основе каких карт это будет реализовано? Нет согласия даже по этому вопросу, что очень важно. В нынешний период почерк Азербайджана понятен – использовать все возможные методы, чтобы армяне Арцаха как можно больше покидали свои дома, что повлияет на любой дальнейший переговорный процесс, особенно на вопрос статуса Арцаха. Поэтому внимание армян и политических сил должно быть сосредоточено на том, как не допустить сокращения численности армян Арцаха».
Луиза СУКИАСЯН