После 44-дневной войны и подписания документа от 9 ноября Вашингтон и Париж неоднократно заявляли о необходимости всеобъемлющего урегулирования нагорно-карабахского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ. Почему Путин и Лавров не поддержали эти «месседжи» с Запада?
На минувшей неделе официальная Москва, фактически, обвинила Запад, точнее, США и Францию, в срыве деятельности формата сопредседателей Минской группы ОБСЕ «в контексте антироссийской волны». Министр иностранных дел России Сергей Лавров на совместной пресс-конференции со своим армянским коллегой Араратом Мирзояном заявил, что Франция и США отказались сотрудничать с Россией в Минской группе ОБСЕ. По словам Лаврова, Запад пожертвовал урегулированием вопроса из-за разногласий с Россией.
«Не знаю, какова будет дальнейшая судьба Минской группы ОБСЕ. Французские и американские партнеры по этой группе в русофобском угаре, в стремлении отменить все и вся, что касается РФ, отменили и тройку сопредседателей Минской группы ОБСЕ, заявив, что не будут общаться с РФ в этом формате. Я считаю такой подход абсолютно безответственным. Если США и Франция решили поступить таким образом, то бог им судья»,- сказал Лавров. Далее дипломат добавил, что такой подход не выбьет РФ из колеи — Москва привержена содействию выполнению договоренностей, которые были в трехстороннем формате между лидерами России, Армении и Азербайджана.
Это заявление России было не столько неожиданным на фоне напряженности между Россией и Западом, сколько смешным.
Читайте также
У Москвы было больше года, чтобы способствовать возобновлению работы Минской группы ОБСЕ — после 44-дневной войны, до российско-украинской войны, если бы она не предпочла удовлетворить требования турецко-азербайджанского тандема и не начала усердно способствовать подписанию документа в трёхстороннем формате Армения- Азербайджан-Россия любой ценой.
О чем думала Москва в течение целого года после 44-дневной войны, если она действительно была обеспокоена бездействием МГ ОБСЕ и видела, что Анкара и Баку выступают против сохранения данного формата?
Услышали ли мы хотя бы одну фразу от официальной Москвы о том, что позиция Анкары и Баку по блокированию деятельности Минской группы ОБСЕ неприемлема для российских властей?
Или же, если Лавров в течение целого года слышал заявления своих американских и французских коллег о необходимости продолжения работы в рамках Минской группы ОБСЕ, то почему же он молчал, игнорируя эти заявления, что, по сути, на недипломатичесом языке означает: вы либо игнорируете позицию ваших коллег, либо вы просто против такой позиции.
А сейчас вдруг выяснилось, что против деятельности Минской группы ОБСЕ выступают Париж и Вашингтон? А Москва «затаив дыхание» ждет продолжения работы в этом формате? С момента подписания документа от 9 ноября Вашингтон и Париж неоднократно заявляли о необходимости всеобъемлющего урегулирования нагорно-карабахского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ. Почему же Путин и Лавров не поддержали эти «месседжи» Запада? Почему Путин и Лавров решили с Анкарой обсуждать региональные вопросы или, по просьбе Турции, согласиться на создание российско-турецкого мониторингового центра в Нагорном Карабахе, в условиях существования которого происходят провокации, и в зонах ответственности российских миротворцев гибнут мирные армяне.
Кстати, на прошлой неделе в ходе той же пресс-конференции Лавров также мог поддержать позицию официального Еревана. Следует отметить, что министр иностранных дел РА Арарат Мирзоян в своем выступлении, а также отвечая на вопросы журналистов, акцентировал внимание на теме деятельности МГ ОБСЕ. «Я также представил позицию армянской стороны о начале переговоров по мирному соглашению между Арменией и Азербайджаном. В этой связи я подтвердил важность полноценной работы сопредседателей Минской группы ОБСЕ в соответствии с мандатом, полученным международным сообществом». Отвечая на вопрос, он также добавил. « Что касается сопредседательства Минской группы ОБСЕ, конечно, текущая геополитическая ситуация в мире существенно усложнила работу сопредседателей. Однако у меня есть и другие новости, учитывая очень конкретные сигналы и информацию, которые я получил от сопредседателей и многих других стран, я хотел бы подтвердить, что, хотя мои азербайджанские коллеги повторяют, что председательство Минской группы прекратило свое существование, что им нечего решать и что региона под названием Нагорный Карабах больше не существует, несмотря на все это, международное сообщество продолжает видеть урегулирование нагорно-карабахского конфликта в рамках мандата председательства в Минской группе ОБСЕ, что, надо сказать, очень обнадеживает».
Если бы у Москвы было искреннее желание продолжить деятельность МГ ОБСЕ, Лавров мог бы призвать своих западных партнеров отложить в сторону другие геополитические разногласия и сохранить формат МГ ОБСЕ, не забыв при этом направить месседж Анкаре и Баку, чтобы те не противодействовали деятельности МГ ОБСЕ. Но и этого сделано не было.
Отметим, что с заявлением выступили и другие представители властей РА. Председатель постоянной комиссии НС по международным отношениям Эдуард Агаджанян прокомментировал заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова о том, что Франция и США отказались от сотрудничества с Россией в рамках «тройки» Минской группы ОБСЕ и заметил: «У меня нет информации о заявлении сопредседателей Минской группы ОБСЕ об отмене сопредседательства Минской группы ОБСЕ, и если министр иностранных дел России также не говорил о таком заявлении, то речь идет о предположениях последнего… Наша позиция или наше восприятие другое, и с российской стороны, естественно, нет необходимости об этом говорить».
При этом он добавил, что есть позитивные сигналы с российской стороны и готовность продолжить работу в формате МГ ОБСЕ. «Фактически такую же готовность мы получили в отдельных контактах от наших партнеров как из Франции, так и из США. Последние, тем не менее, подчеркнули, что этот период создает определенные сложности в плане переговоров с их российским коллегой за одним столом. Я предполагаю, что такая же проблема может быть и с противоположной стороны. То есть в нынешней напряженной ситуации логично и естественно, что трудно представить возобновление работы Минской группы прямо сейчас в прежнем темпе и качестве».
На напоминание о том, что Лавров объявил об отмене деятельности тройки сопредседателей, Агаджанян ответил․ «Это восприятие Лаврова». Затем он добавил: «Здесь важно констатировать, что в интересах Армении и армянской стороны никоим образом не ставить под сомнение формат сопредседательства Минской группы, и для этого есть все основания, принимая во внимание наши контакты с отдельными партнерами. Армянская сторона далека от мысли, что формат сопредседательства Минской группы утратил свою жизнеспособность и актуальность, и армянская сторона сделает все возможное, чтобы возобновить и продолжить завершившиеся после войны переговоры в этом формате».
Обобщение темы – в завтрашнем номере
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот