От оппозиции ждут «решительных действий», а они говорят — будем устраивать регулярные митинги…
Несколько дней назад президент Азербайджана на заседании, посвященном итогам первого квартала текущего года, сделал политические заявления. Вот некоторые из них . Первое: Минская группа ОБСЕ не может заниматься нагорно-карабахским конфликтом, потому что «карабахский конфликт урегулирован, и на территории Азербайджана не может быть административной единицы под названием Нагорный Карабах», а вот ОБСЕ «может играть роль в деле нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном». Второе: Алиев еще раз подчеркнул формат «3+3» с участием трех стран Кавказа и их соседей – России, Турции и Ирана. Он сказал, что нельзя терять время, надо организовать вторую встречу в этом формате, посоветовав Армении сотрудничать с соседями, а потом пригрозил. «Это может быть последним шансом для Армении. Либо страна будет развиваться, либо она окажется в худшем положении. А для развития, повторяю, в первую очередь необходимо нормализовать отношения с Азербайджаном и Турцией на основе норм и принципов международного права». Третье: он заявил, что Ереван не может препятствовать планам Баку по строительству «Зангезурского транспортного коридора». «Если они не предоставят нам дорогу через Зангезур, то окажутся в роли проигравшего. Затем он снова пригрозил, что рано или поздно Азербайджан добьется того, чего хочет. «Если Армения не хочет выполнять свои обязательства, то и мы не будем нести ответственность по взятым на себя обязательствам. Им нужно это знать и не тянуть время зря. Все равно, рано или поздно мы добьемся желаемого. Было бы хорошо, если бы они немного поторопились». Четвертое: Алиев предостерег третьи страны от предоставления оружия Армении, подчеркнув, что Баку сочтет это недружественным шагом.
Через день после выступления Алиева премьер-министр РА Никол Пашинян в Национальном Собрании выступил с программой правительства на 2021 год. Суть речи снова была та же: плохое политическое наследство. На самом деле оно, по крайней мере, в нагорно-карабахском урегулировании, было не такое уж и плохое, поскольку в нем было место обсуждениям о статусе Нагорного Карабаха и возможности независимости, а на уровне сопредседателей Минской группы ОБСЕ неоднократно заявлялось о принципе права народа НК на самоопределение.
Это было не только хорошим политическом наследством, но и основой, чтобы позиции армянской стороны, если даже не удалось бы поднять и укрепить их, то можно было бы хотя бы то, что осталось сохранить и не испортить. В этом плане мы имеем полный провал армянской стороны, и заявление Пашиняна о том, что международное сообщество безоговорочно признает территориальную целостность Азербайджана, ничуть не умаляет и не приуменьшает полученное им «плохое наследство».
Читайте также
Наоборот, армянской стороне до 2018 года, в условиях признания международным сообществом территориальной целостности Азербайджана, удалось приравнять принцип самоопределения другому принципу. В качестве доказательства неоднократно приводилось публичное недовольство Алиева международным сообществом за «принуждение его к признанию Нагорного Карабаха».
Что мы имеем сегодня? Пашинян не скрывает, какое видение урегулирования у его правительства — подписание мирного соглашения с Азербайджаном, установление дипломатических отношених с Азербайджаном и Турцией. В том же выступлении он уточнил, что министрам иностранных дел Армении и Азербайджана в Брюсселе было поручено начать подготовку к будущему мирному соглашению. Алиев также не скрывает свое видение этого «мира».
А что обо всем этом думает армянская оппозиция? В результате недавнего митинга парламентская оппозиция решила продолжить оппозиционную борьбу при помощи атрибутики, подняв флаг Арцаха в РА, в Национальном Собрании. Можно рассматривать и реализовывать десятки других вариантов: молодежные ветви партий, студентов обучают аналогичным методам политической борьбы. Вопрос в том, насколько шаги, предпринимаемые сегодня оппозицией, соответствуют не столько действиям правительства, сколько той ситуации, в которой оказались Армения и Арцах. А по мнению оппозиции, Армения находится на краю пропасти.
Оппозиция говорит, что общественность проголосовала за Пашиняна. Действительно, часть общества проголосовала за Пашиняна, но ведь другая часть отдала свой голос оппозиции. Оппозиция не должна довольствоваться тем, что задает острые вопросы в парламете в ходе каждого правительственного часа, а должна представлять видение, вырабатывать цели и искать и находить пути их достижения. Часть общества проголосовала за оппозицию для того, чтобы увидеть результат, увидеть, как оппозиция заставляет, убеждает власть делать или не делать тот или иной шаг, или как она будет работать с властью, чтобы у Армении и Арцаха не было провалов, или неудачи были бы минимальны.
Большинство оппозиционных деятелей говорят, что власть должна уйти, чтобы пробудить надежду на то, что что-то можно изменить в пользу Армении и Арцаха. Хорошо, тогда у оппозиции должен быть разработанный план, стратегия, тактика, как устранить власть. Есть ли у оппозиции такая программа? …Нет.
На днях в беседе с Aravot.am член исполнительного органа РПА Эдуард Шармазанов заявил: «Мы стремительно падаем в пропасть … Ни один серьезный политик не говорит, что проблема не будет решена завтра или послезавтра. Но с каждым днем мы теряем Арцах и Сюник. Эти люди ведут конфликт к односторонним уступкам. Требование устанения этой власти — не упрямство, а жизненная необходимость. И призываю все прогосударственные силы, от первого до третьего президентов, премьер-министров, министров, простых граждан, которым дороги наше 30-летнее Арцахское движение и Ераблур, объединиться. Потом будет слишком поздно.
Ровно год назад Первый президент Республики Армения Левон Тер-Петросян сообщил, что по его инициативе была организована встреча бывших президентов Республики Армения и Арцаха, на которой он сделал такое предложение Сержу Саргсяну и Роберту Кочаряну и опубликовал отрывок из заявления, которое следует напомнить: «…несмотря на имеющиеся у нас в прошлом принципиальные разногласия и острые противоречия, осознавая свою ответственность за судьбу страны, не претендуя лично на какое-либо место в новообразованной системе власти, мы будем участвовать в предстоящих выборах по списку под названием «Национальное согласие», состоящее из политических сил, общественных организаций и интеллигенции, поддерживающих нас.
Почему Роберт Кочарян и Серж Саргсян не приняли это предложение, они и их товарищи по команде уже комментировали. Сейчас оппозиционные депутаты едут в регионы, вероятно, знакомятся с общественными настроениями в условиях стремительного падения страны в пропасть. Во время одной из таких встреч жители Сюника, выслушав выступления депутатов, спросили их — каковы пути выхода из ситуации, предлагаемые варианты. «Вокруг какой повестки дня нужно объединиться – повестки выйти на улицу, повестки касательно статуса? Если мы потеряли страну, потеряли Арцах, скажите нам, какими должны быть наши дейстия?», — спросил на встрече один из капанцев. Отвечая на этот вопрос, депутат НС Артур Хачатрян в первую очередь отметил, что для того, чтобы пойти на какое-либо действие, необходимо иметь базу ресурсов: «Чтобы увеличить эту базу, вы должны быть в состоянии сохранить сторонников и в то же время попытаться привлечь людей из третьей большой группы. На данный момент сложно привлечь людей из пашинянановского поля». При этом он отметил, что людей нужно пробудить, потому что имеющихся у них ресурсов пока недостаточно для решительного шага. «Никол Пашинян не имеет права говорить от имени народа. Он получил лишь 25% голосов избирателей. Эти 75% должны присоединиться к нашей борьбе, я не говорю все, по крайней мере многие должны сделать это», — сказал Артур Хачатрян.
Иными словами, в ближайшее время оппозиция будет занята тем, что будет привлекать на свои митинги эти «75%». И как они будут измерять, 75%, 65 или 55, и сколько процентов будет достаточно, чтобы заявить о начале следующей «решающей борьбы»? Или, если на их митинги придет 73% общества вместо 75%, то что будет тогда?
На той же встрече депутат Армен Геворгян искренне признался. «У нас нет четкой повестки дня, мы реагируем на повестку правительства. Готовых рецептов на данный момент мы не предлагаем, но ответы на наши действия вы должны получить быстро». Затем он ловко сменил тему. «Вопросы остаются нерешенными годами. Они не получили решения за последние четыре года, они были подняты и при предыдущем правительстве, но не получили решения. Например, газификация Мегри и Агарака началась давно, а газа у людей до сих пор нет».
А тому, что Пашинян получил вотум доверия, у Армена Геворкяна есть свое объяснение: «Значительная часть республики, особенно сельские, районные населенные пункты, «сидят» на пропаганде Общественного телевидения. У оппозиции такой возможности нет». Армен Геворгян добавил, что теперь они используют трибуну парламента, чтобы таким образом донести до народа свои идеи. В завершение встречи депутаты фракции «Армения» заверили присутствующих, что «отныне такие встречи будут проводиться регулярно».
Если будет продолжаться такими темпами, то спустя годы наши парламентарии, к примеру, в гостинице «Конгресс» в Ереване, торжественно представят публике свои мемуары, написанные о провале очередного этапа «решающей борьбы», объясняющие, почему страну так и не удалось спасти от стремительного падения в пропасть. Эти ответы, кстати, у них уже есть.
Удачи в очередном старте семинарной «решительной борьбы»…
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»